Workshop по глубинному интервью
Директор ЦМИ Елена Омельченко провела workshop, посвященный практическому изучению специфики использования метода глубинного интервью для сбора эмпирических данных по трудно рефлексируемым и сенситивным темам. Интервью итак предполагает вторжение в частную жизнь и личное пространство респондента, а если разговор касается «деликатных» вопросов, опасность получить негативную реакцию возрастает в разы.
Директор ЦМИ Елена Омельченко провела workshop, посвященный практическому изучению специфики использования метода глубинного интервью для сбора эмпирических данных по трудно рефлексируемым и сенситивным темам. Интервью итак предполагает вторжение в частную жизнь и личное пространство респондента, а если разговор касается «деликатных» вопросов, опасность получить негативную реакцию возрастает в разы.
Для того, чтобы преодолеть барьер, создаваемый культурными нормами, интервьюеру приходится быть особенно осторожными в выборе стратегии разговора и учитывать множество факторов. Необходимо тщательно продумать, как вызвать к себе доверие, что спрашивать, какими словами, с какой интонацией и как не переступить тонкую грань допустимого раскрытия личной информации.
Каждый человек самодостаточен, а процесс интервью подвергает этот факт сомнению и, своего рода, тестированию, так как респонденту приходится размышлять над темами, о которых он ранее мог и не задумываться. Интервьюер должен искренне интересоваться своим собеседником, чувствовать его настроение, быть с ним «на одной волне», поддерживать визуальный и невербальный контакт, активно его слушать и соблюдать такт. У респондента не должно возникнуть ощущение, что его знания, навыки и бесценный жизненный опыт «бессовестно» эксплуатируются исследователем, ради личной выгоды.
Процесс интервью, подобно театральному представлению, делится на определенные этапы: завязка, основная часть, кульминация и эпилог. Ни в коем случае, нельзя сразу помещать человека в «прокрустово ложе» исследуемой темы: на первом этапе интервьюер должен задавать более общие, нейтральные вопросы, лишь косвенно связанные с основной целью исследования, чтобы морально подготовить респондента и создать благоприятную атмосферу для последующего общения. Психологическая открытость информанта очень важна для «плодотворности» интервью. Основная часть интервью должна быть максимально информативной: интервьюер должен получить полную и глубокую информацию по проблеме исследования. Если он сумел расположить респондента к откровенной беседе, то «щекотливые вопросы», которые показались бы ему некорректными на первом этапе интервью, здесь будут выглядеть вполне уместными. В конце интервью, должна быть проведена процедура обратного закрытия, так как нельзя оставлять респондента в «разобранном», «открытом» состоянии. Для этого задаются вопросы, которые не требуют сильного интеллектуального напряжения и «затушевывают» в памяти информанта факт обсуждения интимных вопросов.
Каждый респондент очень дорог, потому что он стоит исследовательской группе рекрутинга, поиска доступа и установки контакта. Необходимо продумать, учесть и отрефлексировать всё, до малейшего нюанса, ведь неудачно проведенное интервью может сильно подпортить репутацию исследовательского коллектива, ведь полученное от интервью впечатление, так или иначе, будет транслироваться информантом вовне.
Workshop проходил в формате тренинга, и его участники, разбившись на пары, смогли попробовать самостоятельно составить вопросы для гайда интервью и проверить его эффективность, проинтервьюировав своего партнера.