• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закрытый показ в ЦМИ: исследование в кино

Для тех, кто предпочитает «неформатные» киноделикатесы  попсовой киножвачке, а кока-коле и попкорну — кружку ароматного кофе и печенье, в ЦМИ состоялся показ фильма Дмитрия Омельченко «Straight Age. Episode 1: Anarchists», который был снят для международного европейского проекта MYPLACE (Memory, Youth, Political Legacy and Civic Engagement).

Для тех, кто предпочитает «неформатные» киноделикатесы  попсовой киножвачке, а кока-коле и попкорну — кружку ароматного кофе и печенье, в ЦМИ состоялся показ фильма Дмитрия Омельченко «Straight Age. Episode 1: Anarchists», который был снят для международного европейского проекта MYPLACE (Memory, Youth, Political Legacy and Civic Engagement).

Фильм рассказывает об анархическом движении в Санкт-Петербурге и охватывает различные актуальные формы современной анархо-сцены - от анархических организаций до аффинити-групп и «хаотов», раскрывая различные, порой противоречивые логики участников движения – панков и стрэйтэджеров, активистов и тусовщиков, лидеров и «сочувствующих».

Фильм является продолжением кейс-стади об анархистах, который проводился Дарьей Литвиной в период с февраля 2012 по март 2013 года, и является первой частью из целой серии фильмов под общим названием « Straight Age », рассказывающей о молодежной активности в её различных проявлениях.

После фильма зрители с головой погрузились в процесс бурного обсуждения талантливой работы режиссера, уделив внимание следующим моментам: 

• Существует ли связь между исследованием и исследовательским кино: является ли оно продуктом исследования, или же это совершенно независимая практика, порождающая свой собственный аналитический продукт, ориентированный на другую аудиторию и рассчитанный на другой социальный эффект? Кино-язык создает совершенно иное и гораздо более широкое пространство для интерпретаций, чем текст аналитической статьи, но при этом оно ограничено временными и жанровыми рамками. Здесь сталкиваются две разные материи – искусство и наука, перед режиссером и исследователем стоят разные цели и задачи, для достижения которых используются специфические инструменты. При просмотре исследовательского фильма  оценивается не только адекватность отображения реалий, но и качество съемки, монтажа, а также неангажированность авторского взгляда, то есть, отсутствие манипуляции зрительским сознанием.

• Как презентовать исследовательский фильм его непосредственным героям – информантам? В отличие от фильма, научная статья более анонимна, в ней нет конкретного указания на лица, все респонденты, как правило, зашифрованы. Кроме того, академические журналы читает не столь широкая аудитория, чего нельзя сказать про фильм, потенциальным потребителем которого может стать любой. И в этом смысле на исследователя и режиссера ложится огромная ответственность  перед исследуемой группой.

Дарья Литвина, исследователь:

«По отношению к нам звучали разные комментарии. Одни посчитали, что, мол, журналюги, ничего не понимают, наснимали субкультурщину. Более рефлексивные зрители, что приятно, вставали на защиту, говорили, что это молодые социологи, свои ребята. Были люди, которые говорили: «Давайте смотреть правде в глаза. Они показали, как есть, но мы не довольны собой, и поэтому к ним нет вопросов, а вот в отношении себя, давайте поговорили». Мы своим, грубо говоря, вмешательством в эту группу запустили в ней некий процесс переосмысления. Для них это возможность посмотреть на себя со стороны, возможность саморефлексии, нацеленной на поиск искать некоего консенсуса во взглядах и выработке солидарности по отношению друг к другу».

Фильм является одной из интерпретаций того, как можно видеть анархическое сообщество, и не является истинно реальным отображение действительности, но это определённо гораздо больше и глубже, чем взгляд «чужака» сверху.

Дмитрий Омельченко, режиссер:

Мне кажется, съемка подобных фильмов является очень подходящим инструментом для популяризации науки. В аналитических статьях, безусловно, больше информации, которая преподносится более глубоко и правильно, но все это рассказано для социологов, для коллег, которые «варятся» в том же «котле науки». А исследовательский фильм – это выход немного  дальше. Конечно, он не для широкой аудитории, простые ребята «с улицы» не будут это смотреть, но тем люди, которые хотя бы как-то заинтересованы в вопросах субкультур и всяческих молодежных течений, которые хотят узнать, что такое (в данном случае) анархисты, чем они живут, что делают, о чем думают, этот фильм поможет. И после его просмотра он, может быть, возьмет и прочитает все аналитические статьи, которые делались по данной теме. Прийти к этому напрямую – достаточно сложно. Не каждый человек, просто потому что ему интересна какая-то тема, пойдет в магазин, купит книжку и прочитает ее, а потратить час своей жизни на просмотр фильма - вполне. И сделать для себя какие-то выводы. Интересно узнать больше? Значит, дальше буду копать в этом направлении, не интересно – ну, и ладно».

Видеозапись дискуссии