• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект MYPLACE: первые вести с полей

Второго февраля, пока сурок Фил по традиции предсказывал американцам «прогноз погоды»,  в Центре молодежных исследований прошло обсуждение промежуточных результатов пятилетнего проекта «MYPLACE» («Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие»), реализуемого совместно с НИЦ «Регион».

  Второго февраля, пока сурок Фил по традиции предсказывал американцам «прогноз погоды»,  в Центре молодежных исследований прошло обсуждение промежуточных результатов пятилетнего проекта «MYPLACE» («Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие»), реализуемого совместно с НИЦ «Регион».

Проект международный, и, кроме России, в нем принимает участие тринадцать европейских стран, в биографии которых есть «темные пятна» тоталитаризма. Исследователи пытаются понять, как данная историческая память воспроизводится в повседневных практиках молодежи. В «полях» было использовано множество инструментов из «методологического инвентаря». Это этнографические исследования, реализовавшиеся в трёх кейсах, анкетный опрос и глубинные интервью, охватившие молодых обитателей Купчино и Выборга.  

Кейс-стади направлено на изучение молодежных кластеров (проправительственных организаций, радикальных движений, волонтеров и т.д.), в том или ином виде существующих в каждой стране, с последующим выявлением общих черт и национальной специфики.

Федорова Наталья выступила с докладом «Кризис прокремлевского молодежного движения: от «Наши» к «Все дома» и рассказала о характерных особенностях «нового поколения» сторонников правительства, а также об организации жизни в месте их концентрации в летний период - молодежном «форуме лагерного типа»  Селигер.

Литвина Дарья в своем выступлении «Анархисты в Санкт-Петербурге: солидарности и идентичности» рассуждала о разновидностях анархизма, техниках сопротивления системе и о возможности создания идеального саморегулирующегося социума. Заявленный в программе кейс «Русский бег»: национализм и/или спорт» так и остался «нераспечатанным», ввиду отсутствия по причине болезни его автора – Алексея Зиновьева.

Включенное наблюдение за солидарностями не прошло для исследователей бесследно: Наталья вступила в ряды партии «Умная Россия», Дарья отказалась от «трупоедства» и стала вегетарианкой, а Алексей, проникшись идеей ЗОЖа, по заверениям коллег, полностью исключил из своего «рациона» алкоголь.

Во второй части семинара Сабирова Гюзель и Желнина Анна презентовали полученные после первичной обработки анкет и интервью данные, касающиеся политической, гражданской, социальной активности молодежи и ее отношения к важным вопросам в жизни нашей страны. Как оказалось, почти половина респондентов в той или иной степени интересуется политикой, их волнуют проблемы эмиграции и «малоправия» женщин, но при этом большинство никогда никаким образом не проявляло свою политическую активность и не участвовали в деятельности каких-либо организаций.

На политику в России, по мнению респондентов, можно повлиять либо путем придания гласности важным событиям через СМИ, либо посредством голосования на выборах, а вот участие в протестных мероприятиях с применением насилия видится им неэффективным. В целом, респонденты гордятся тем, что являются гражданами своей страны, быть россиянином для них, прежде всего, значит говорить на русском языке, уважать политические институты и родиться на территории Российской Федерации.

Вопросы об отношении респондентов к сексуальным и этническим меньшинствам стали «лакмусовой бумажкой», выявившей несоответствие высокотолерантных речей о равенстве людей всех «мастей» действительности. В качестве дополнительной «проверки» был опробован метод визуального стимулирования. Участникам демонстрировались  фотографии, содержащие определенные «коды» (идеи, конкретные лозунги, символы, знаки), считывание/несчитывание которых позволяло понять, с какими группами человек себя идентифицирует, и насколько хорошо он ориентируется в широком спектре современных идеологических установок и направлений гражданского и политического участия в жизни страны.

В завершение семинара Елена Омельченко на основе проделанной научной работы отметила специфические характерные черты современного молодежного пространства, среди которых высокая политизация альтернативной сцены, где тексты важнее музыки; низкая толерантность населения в целом и молодежного мэйнстрима в частности; необъяснимая ностальгия по советскому прошлому при неимении личных воспоминаний о нём;  низкое развитие субкультурных рынков, что стимулирует развитие DIY-культуры (Do It Yourself), а также восприятие государством молодежи в контексте девиантности и паническое стремление ее излечить.

Изучение молодежных солидарностей позволило выявить наличие между ними серьезных напряженных противостояний, вплоть до открытой агрессии. Это происходит потому, что молодые люди солидаризируется по разные стороны неких воображаемых дихотомий («гомофобия – антигомофобия», «Восток – Запад», «промигрантские – антимигрантские идеи»), которые, как ни странно, формируются вне системной политики, в пространстве каких-то других смыслов, относящихся к принципам выбранной ими жизненной стратегии в целом.

В этом смысле продвигаемый ЦМИ солидарный подход к изучению молодежи позволяет не только преодолеть извечный спор между субкультурным и постсубкультурным подходом, он предлагает совершенно другой взгляд на молодежные формирования, которые до этого понимались как нечто изолированное и оторванное от повседневной жизни.

Ведь, на самом деле, между молодежным мэйнстримом и эксклюзивной, перфомативной частью молодежной культуры не существует какой-то пропасти, они все связаны многочисленными буферными зонами передачи определенных кодов, и в ситуации обострения равно значимой для них смысловой или идейной составляющей существует потенциальная возможность к всеобщей мобилизации вокруг нее.

В данном контексте исследование очень перспективно и представляет важность не только для проекта «MYPLACE», но и для общей российской дискуссии. Полученный материал уникален, это эмпирическое свидетельство истинного положения дел, которое не ограничивается политическими акциями, митингами и оккупаями, и выскальзывает из объективов журналистских видеокамер.