Рита Кулева рассказала, как возможно организовать «неорганизуемое»
Рита Кулева и студентка четвертого курса ВШЭ Алина Колычева представили свой доклад в Центре изучения Германии и Европы в рамках международного научного англоязычного семинара "Organizing Creativity in the City: Actors and Practices in Russia and Europe".
Рита Кулева и студентка четвертого курса ВШЭ Алина Колычева представили свой доклад в Центре изучения Германии и Европы в рамках международного научного англоязычного семинара "Organizing Creativity in the City: Actors and Practices in Russia and Europe".
На сравнительном семинаре, представляющем сферы культурного производства в Европе (на примере Барселоны) и в России (на примере Санкт-Петербурга), прозвучали три доклада, рассматривающие различные подходы к изучению креативности, в частности, организацию творческих практик в сообществах художников, креативных пространствах и среди «креативных предпринимателей».
Доклад Риты и Алины «How to Organize the Unorganizable or Cultural Production as Labor: Meaning of Working Time, Space and Division оf Labor» базировался на данных, полученных в ходе реализации проекта ЦМИ "Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность" (2012) и проекта научно-учебной группы "Креативный город: переформатируя публичное пространство" (2013) и был посвящён тому, как организовать, казалось бы, «неорганизуемый» творческий процесс с точки зрения рабочего времени, места и распределения труда.
Главная мысль, вокруг которой было построено выступление, заключалась в том, что, на самом деле, творчество - это процесс, в который включено множество агентов, выполняющих определенные рутинные задачи. С одной стороны, креативная индустрия – уникальное явление, а с другой – организация ее деятельности схожа с организацией труда в других индустриях. Докладчицы проанализировали около 30-ти творческих коллективов на предмет того, где происходит работа, как подбираются сотрудники, как распределяются рабочие обязанности, существует ли в этой среде понятие рабочего времени и рабочего места, в результате чего на основе общих признаков они выделили три группы кейсов.
К первой группе кейсов относятся независимые художники и художественные коллективы, которые занимаются современным искусством и street-артом (не только партизанские практики изменения городской среды, но и коммерческая деятельность по созданию арт-объектов).
Другая группа - это коллективы, которые так или иначе стремятся к коммерческой творческой деятельности. В частности, к этой группе относятся коллективы дизайнеров, производителей одежды, независимые издательства и книжные магазины, концептуальные секонд-хенды. Основатели подобного типа «креатиавных предпринимательств» - семейные пары или небольшие компании друзей. Основная характеристика этой группы: малая дистанция между личным и рабочим. Это касается, в первую очередь, рабочего времени и пространства, в котором реализуется проект. Распространенной является практика, где получаемая прибыль становится, с одной стороны, общим семейным бюджетом, с другой – своеобразным фондом для развития бизнеса.
Третья категория - лофты и другие креативные пространства. Каждое из таких пространств имеет собственное помещение, которое сочетает несколько функций: экспозиционная площадка, кафе, коворкинг, здесь же могут быть расположены несколько магазинов. Такие коллективы являются наиболее крупными, каждый из них включает от 20 до 50 человек. Здесь профессионализация и иерархизация труда выше, в этих пространствах выделяется несколько типов работников: «креативные менеджеры», выполняющие управленческие задачи, «креативные специалисты» и сотрудники, группу которых можно было бы назвать «синие воротнички» (администраторы, секретари, сотрудники кафе при лофтах и тд). Особенности организации занятости в этом случае труда в значительной степени зависят от его содержания и порождают неравенства: например, «креативный менеджер» может позволить себе работать по ночам, в то время как «креативный администратор» обязан появляться на рабочем месте в фиксированное время.