О результатах поездки в Турин
Сотрудники ЦМИ Елена Омельченко, Гюзель Сабирова и Мария Сафонова посетили Турин - "красивый, чистый и старинный итальянский город". Удивительное место: аутентичный и изолированный от скоплений туристов «микрокосмос» большой страны с развитой коммерческой инфраструктурой и индустрией гостеприимства. В нем расположен один из самых известных в Европе музеев кино (Museo Nazionale del Cinema), обитают самые социализированные и воспитанные собаки. В этом прекрасном городе прошла крупнейшая за последние пять лет конференция Европейской Социологической Ассоциации, на которую собралось 3000 социологов из разных стран.
Сотрудники ЦМИ Елена Омельченко, Гюзель Сабирова и Мария Сафонова посетили Турин - "красивый, чистый и старинный итальянский город". Удивительное место: аутентичный и изолированный от скоплений туристов «микрокосмос» большой страны с развитой коммерческой инфраструктурой и индустрией гостеприимства. В нем расположен один из самых известных в Европе музеев кино (Museo Nazionale del Cinema), обитают самые социализированные и воспитанные собаки. В этом прекрасном городе прошла крупнейшая за последние пять лет конференция Европейской Социологической Ассоциации, на которую собралось 3000 социологов из разных стран.
Программа конференции включала в себя множество секций, посвященных разным общественным сферам и явлениям - образованию, экономике и финансам, телу и телесности, сексуальности и гомосексуальности, миграционным и этническим процессам, специфическим проблемам социологии, но объединенных общим названием «Crisis, Critique and Change». Данное мероприятие являлось, своего рода, попыткой европейского социологического сообщества осмыслить кризис глобальных механизмов взаимодействия, проявляемый в таких процессах, как рост безработицы и социального напряжения, развитие протестной активности, нахождение в фазе рецессии, и предложить свежие решения этой проблемы, выходящие за пределы политической риторики.
Елена Омельченко выступала на секции молодежного активизма с докладом «Risks and pleasures on scenes of youth activism in Russia», в основу которого легли данные и аналитические находки исследовательских кейсов (анархосолидарность Санкт-Петербурга, проправительственное движение и национал–ориентированное сообщество), реализованных Центром молодежных исследований. Данные кейсы были выполнены с использованием метода включенного наблюдения тремя молодыми исследователями – Литвиной Дарьей, Федоровой Наташей и Зиновьевым Алексеем. Обычно, при анализе участия молодежи в различных практиках и активностях, связанные с ним риски и удовольствие чаще всего исследуются и анализируются в «традиционном фокусе». То есть, в поле зрение ученых попадает либо потребление запрещенных препаратов и алкоголя, табакокурение, либо существующие риски в сфере сексуальности и репродуктивности (нежелательная или ранняя беременность, опасности заражения ЗПП и ВИЧ). В данном же докладе рисковое поведение рассматривалось в применении к солидарной активности (гражданской, протестной или субкультурной), где существуют специфические риски, связанные с нарушением законодательства, каких-либо городских функционалов или привычных шаблонов поведения. Но все эти риски при этом сопрягаются с особым типом удовольствия (гражданского, эстетического, чувственного, эмоционального или телесного) от принадлежности к «своим» и противостояния «чужим», а также, своего рода, героического поведения, нацеленным на поддержание ключевых ценностей группы. Ведь для информантов важно не только достижение позитивного результата от непосредственного участия в ней, но и получение удовольствия, что является дополнительным мотивом и стимулом для присоединения к тому или иному коллективному телу.
Мария Сафонова выступала совместно со своим коллегой из Европейского Университета Михаилом Соколовым. Их доклад “High Culture Consumption and Reproduction of Cultural Capital in the Russian Society: Does Bourdieu Work?» был посвящен культурному потреблению студентов. Как известно, существует теория о том, что предпочтения человека в области потребления изобразительного искусства, кино, музыки, театра, литературы и всего остального могут быть связаны с его социальным статусом, и в этой связи выделяется три зоны вкуса: низкостатусная, зона, рассчитанная на среднего потребителя, и зона для людей «из высшего общества». По результатам обширного опроса питерских студентов, выяснилось, что студенты, чьи семьи характеризуются большим объемом накопленных знаний (то есть, все члены семьи имеют высшее образование, являются активными потребителями культурных благ, имеют обширную домашнюю библиотеку), ориентируются не на высокостатусное потребление, а на среднее, более широкое и демократическое. То есть, они могут потреблять как образцы высокостатусной культуры (например, классическую музыку, оперу, балет), так и низкостатусной (например, детективные романы или приключенческие фильмы). Те же студенты, которые первыми в семье стали получать высшее образование, наоборот, проявляют самый «взыскательный» вкус, что можно интерпретировать как стремление компенсировать недостаток образовательного капитала и повысить свой социальный статус.
1/100 часть членов конференции составили участники проекта “MYPLACE”, мощная команда исследователей из разных стран, которые по разным секциям делали доклады, касающиеся первых результатов исследования. Полевой этап масштабного исследования, наконец-то, завершился: было реализовано более 50 кейс-стади; взято более 600 развернутых интервью и опрошено почти 17 тысяч молодых людей. Пришло время для «отчетной» стадии проекта. До конференции прошел рабочий семинар, на котором обсуждались текущие проблемы, связанные с организацией методологии исследования, и вопросы, связанные с написанием отчетов по собранным данным.
Также на данной встрече состоялась презентация второго фильма Дмитрия Омельченко, посвященному движению «НАШИ», из цикла под общим названием «Straight Age», (первый показ фильма российскому зрителю состоится в эту пятницу в ЦМИ). Фильм вызвал очень большой интерес, получил поддержу, одобрение и спровоцировал бурную дискуссию об особенностях и проблемах визуальной репрезентации результатов социологических исследований. Вопросы были связаны, как с какими-то техническими проблемами презентации фильма, так и с некоторыми содержательными моментами. Ученые обсудили, как можно с помощью «фокусированных» визуальных методов интерпретировать и представить обширный пласт социологических данных, получаемых в результате исследования той или иной современной молодежной активности, и каким образом нужно представить зарубежному зрителю российские реалии так, чтобы они были предельно понятны и считываемы. К исследовательскому фильму предъявляются очень высокие требования, потому то в данном виде кино за короткое время необходимо не только показать результаты исследования, но еще и рассказать неподготовленному зрителю, что это за социальный, политический или молодежный феномен, в чем его суть, его история, его прошлое и настоящее.
Помимо отчетов, участники международного проекта «MYPLACE» начинают активную деятельность, связанную с подготовкой научных публикаций и популяризацией результатов исследования через организацию публичных конференций и семинаров. Также в течение нового учебного года должен быть реализован масштабный научно-театральный проект: на основании интервью молодых людей о том, как они понимают, что такое история, историческая память и прошлое России, будет подготовлен документальный спектакль, который будет показываться на разных культурных площадках.