• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология «под углом»: Urban studies в Лиссабоне

О крупной конференции молодых городских исследователей, прошедшей с 11 по 14 октября в Лиссабоне, рассказывает младший научный сотрудник ЦМИ Максим Кудряшов. 

О крупной конференции молодых городских исследователей, прошедшей с 11 по 14 октября в Лиссабоне, рассказывает младший научный сотрудник ЦМИ Максим Кудряшов.

– Расскажи, пожалуйста, о конференции?

– Конференция называлась «Вторая международная конференция молодых городских исследователей» (Second International Conference of Young Urban Researchers), первая состоялась в 2007 году. Основным организатором выступил Университетский Институт Лиссабона (ISCTE-IUL). О конференции я узнал случайно – просматривал анонсы социологических событий, подумал, что моя тема может быть интересна для этой конференции.

Секция, на которой я выступал, называлась «Urban forms, changing symbols, mutating context». Мой доклад «Urban abandonments: An anthropological view» был посвящен заброшенным городам и их повторному вписыванию в социальный порядок.

– Этим летом ты был участником другой большой конференции по урбанистике в Амстердаме – «The struggle to belong: Dealing with diversity in 21st century urban settings». В чем особенность конференции в Лиссабоне?

Главной особенностью конференции стало то, что официальных языков, на которых читались доклады, было четыре: английский, французский, кастильский (испанский) и португальский. Как сказали сами организаторы, их целью стало создание своего рода лаборатории, где плодотворно сталкивались бы идеи, культуры, языки.

Конференция была большой, около 250 докладчиков из многих стран Европы и мира – Литвы, Италии, Франции, бывшей Югославии, Албании, Бразилии, Мексики, США. Жаль, что я смог послушать только несколько выступлений, которые были на английском. Весьма интересным был доклад о беженцах и иммигрантах в Португалии – им приходится сталкиваться с большим количеством институций и контролирующих органов, чтобы осесть в этой замечательной стране.

 

Лиссабон – очень необычный город, это сказывалось и на проведении конференции. В частности, аэропорт Лиссабона Портела расположен в черте города, и глиссада самолетов проходит прямо над Институтом. Поэтому речь докладчиков примерно раз в десять минут заглушалась ревом двигателей.

 

– Ты был в Лиссабоне 5 дней, так что, наверное, смог увидеть город?

– Даже шесть! Поскольку я опоздал на обратный самолет, то провел еще одну, почти по Ремарку, «ночь в Лиссабоне». Первое, что бросается в глаза в Лиссабоне – многоэтажность, многоярусность города, который построен на многочисленных холмах. Про себя я даже назвал его «вертикальным». Полная противоположность совершенно плоскому Амстердаму. На особенно крутых улицах работают специальные фуникулеры – всего их в городе, если не ошибаюсь, четыре, построены они в конце XIX века и недавно сделаны национальными памятниками Португалии. Конечно, запомнился район Алфама, самый старый район Лиссабона, сохранившийся еще с Великого Землетрясения 1755 года, когда практически весь город превратился в руины. Район состоит из узких кривеньких улочек, расположенных под большим углом. Честно говоря, даже сложно представить, как там ходят и тем более живут люди.

Мне очень понравилось, что в Лиссабоне просто невероятное количество граффити – не столько райтерских, это именно большие работы, «полотна», которые иногда могут занимать целую стену дома, например. Я видел, как одно такое граффити создавалось – рисовала целая группа художников, они использовали кран-подъемник. Я даже не знаю, с чем может быть связан такой расцвет этого вида городского искусства именно в Лиссабоне. Но эти граффитчики – явно не «вандалы». Мне кажется, у них есть даже официальный договор с муниципальными властями.

Беседовала Рита Кулева