Сотрудники ЦМИ рассмотрели современное потребление сквозь призму гендерных, поколенческих и классовых различий
30 мая, в пятницу, состоялась четвертая reading-group по направлению “Потребление” в рамках проекта Центра “Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления”. Участники встречи обсудили, что может сказать о потреблении модель, в которую включены такие переменные, как «гендер», «поколение», «класс», и их комбинации.
30 мая, в пятницу, состоялась четвертая reading-group по направлению “Потребление” в рамках проекта Центра “Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления”. Участники встречи обсудили, что может сказать о потреблении модель, в которую включены такие переменные, как «гендер», «поколение», «класс», и их комбинации.
Модератор дискуссии, Эльвира Ариф, подготовила для обсуждения статью “Gender and Generation in the Social Positioning of Taste” (авторы: Nam-Jin Lee, Christine L. Garlough, Lewis A. Friedland, Dhavan V. Shah), иллюстрирующую количественный подход, и статью “Aspiring, Consuming, Becoming: Youth Identity in a Culture of Consumption” (авторы: Nancy L. Deutsch, Eleni Theodorou), написанную в парадигме качественных исследований. Работы гармонично дополнили друг друга, оказавшись в поле единой дискуссии, и послужили мини-моделью комплексного исследования, в котором совмещается качественная и количественная методология.
Фокус первой статьи был направлен на особенности потребительских стратегий внутри секций, смоделированных согласно гендерным и поколенческим различиям и их пересечению друг с другом. Во второй работе рассматривали характеристики гендерного потребления среди молодых представителей низкодоходных групп.
Западные исследователи заключили, что существуют значимые различия в характере потребления между поколениями, а гендерные специфические стратегии проявляются только в рамках возрастной группы, а не по всей выборке. В американском обществе желаемое и реальное приобретение товаров и услуг перестает разделяться на традиционно мужское и женское.
Обе статьи затронули вопрос, как соотносятся класс и потребление в современном обществе. Объединенный вывод: с одной стороны, классовая идентичность перестает играть значимую роль в выборе потребительских стратегий, скорее последние служат способом конструирования позиции в социально-экономической структуре. С другой стороны, в рамках одной группы существует внутренняя иерархия статусов, которая в большей степени определяет индивидуальные представления о том, на какие товары и услуги надо ориентироваться, чем классовые особенности. Классовая идентичность в меньшей степени определяет поведение, так как ее можно преодолеть через изменение потребления.
Участники reading-group продолжили тему взаимосвязи класса и потребления обсуждением роли медиа и рекламы в формировании представлений о статусных товарах и услугах. Сотрудники ЦМИ решили выяснить, насколько влиятельны эти агенты в российском контексте и какие образы они актуализируют.
Итогом дискуссии стало предложение использовать интерсекциональный подход, в рамках которого будет рассмотрена связь потребления с гендером, возрастом и классовой принадлежностью. Исследователи молодежных солидарностей и поколений сошлись на мнении, что в рамках проекта необходимо совместить количественные и качественные методы, так как первые определяют основной тренд, и вторые выявляют тонкие различия внутри отдельных групп. Кроме того, сотрудники ЦМИ протестируют основные выводы статей на российском эмпирическом материале.
В пятницу, 6 июня, состоится заключительная reading-group по направлению «Потребление».
Первая reading-group по направлению "Потребление"
Вторая reading-group по направлению "Потребление"
Третья reading-group по направлению "Потребление"
Подготовила Оксана Контарева