• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники ЦМИ рассмотрели современное потребление сквозь призму гендерных, поколенческих и классовых различий

30 мая, в пятницу, состоялась четвертая reading-group по направлению “Потребление” в рамках проекта Центра “Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления”. Участники встречи обсудили, что может сказать о потреблении модель, в которую включены такие переменные, как «гендер», «поколение», «класс», и их комбинации.

30 мая, в пятницу, состоялась четвертая reading-group по направлению “Потребление” в рамках проекта Центра “Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления”. Участники встречи обсудили, что может сказать о потреблении модель, в которую включены такие переменные, как «гендер», «поколение», «класс», и их комбинации.

Модератор дискуссии, Эльвира Ариф, подготовила для обсуждения статью “Gender and Generation in the Social Positioning of Taste” (авторы: Nam-Jin Lee, Christine L. Garlough, Lewis A. Friedland, Dhavan V. Shah), иллюстрирующую количественный подход, и статью “Aspiring, Consuming, Becoming: Youth Identity in a Culture of Consumption” (авторы: Nancy L. Deutsch, Eleni Theodorou), написанную в парадигме качественных исследований. Работы гармонично дополнили друг друга, оказавшись в поле единой дискуссии, и послужили мини-моделью комплексного исследования, в котором совмещается качественная и количественная методология.

Фокус первой статьи был направлен на особенности потребительских стратегий внутри секций, смоделированных согласно гендерным и поколенческим различиям и их пересечению друг с другом. Во второй работе рассматривали характеристики гендерного потребления среди молодых представителей низкодоходных групп.

Западные исследователи заключили, что существуют значимые различия в характере потребления между поколениями, а гендерные специфические стратегии проявляются только в рамках возрастной группы, а не по всей выборке. В американском обществе желаемое и реальное приобретение товаров и услуг перестает разделяться на традиционно мужское и женское.

Обе статьи затронули вопрос, как соотносятся класс и потребление в современном обществе. Объединенный вывод: с одной стороны, классовая идентичность перестает играть значимую роль в выборе потребительских стратегий, скорее последние служат способом конструирования позиции в социально-экономической структуре.  С другой стороны, в рамках одной группы существует внутренняя иерархия статусов, которая в большей степени определяет индивидуальные представления о том, на какие товары и услуги надо ориентироваться, чем классовые особенности. Классовая идентичность в меньшей степени определяет поведение, так как ее можно преодолеть через изменение потребления.

Участники reading-group продолжили тему взаимосвязи класса и потребления обсуждением роли медиа и рекламы в формировании представлений о статусных товарах и услугах. Сотрудники ЦМИ решили выяснить, насколько влиятельны эти агенты в российском контексте и какие образы они актуализируют.

Итогом дискуссии стало предложение использовать интерсекциональный подход, в рамках которого будет рассмотрена связь потребления с гендером, возрастом и классовой принадлежностью. Исследователи молодежных солидарностей и поколений сошлись на мнении, что в рамках проекта необходимо совместить  количественные и качественные методы, так как первые определяют основной тренд, и вторые выявляют тонкие различия внутри отдельных групп. Кроме того, сотрудники ЦМИ протестируют основные выводы статей на российском эмпирическом материале.

В пятницу, 6 июня, состоится заключительная reading-group по направлению «Потребление». 

Первая reading-group по направлению "Потребление"

Вторая reading-group по направлению "Потребление"

Третья reading-group по направлению "Потребление"

 

Подготовила Оксана Контарева