Участники reading-group ЦМИ обсудили связь гендера и потребления
23 мая прошла третья reading -группа по направлению “Потребление” в рамках проекта Центра молодежных исследований "Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления”. Вектор дискуссии был задан общей темой встречи «Гендер и потребление».
23 мая прошла третья reading -группа по направлению “Потребление” в рамках проекта Центра молодежных исследований "Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления”. Вектор дискуссии был задан общей темой встречи «Гендер и потребление».
Напомним, что в процессе reading-групп сотрудники ЦМИ знакомятся с научными работами по темам «Труд» и «Потребление» и обсуждают рассмотренный материал. Цель наших встреч - выбор и уточнение фокуса исследования, а также определение теоретической рамки и инструментария, валидных задачам исследования по проекту.
В пятницу отправной точкой обсуждения выступили статьи российских ученых из области социологии и маркетинга, выбранные модератором дискуссии, научным сотрудником ЦМИ Эльвирой Ариф. Были рассмотрены научные работы Ибрагимовой Д.Х. «Кто управляет деньгами в российских семьях?», Ильина В.И. «Социально-половая сегментация рынка», Липсица И.В. «Трансформация культуры и изменения в моделях потребительского поведении». Фокус авторов был направлен на гендерное многообразие, которое определяет неоднородность потребительского поведения, особенности формирования семейного бюджета и реактивность рынка.
Встреча открылась обсуждением общих правил написания статей. Участники reading-группы подняли тему теоретической насыщенности и характера использования теоретических концепций в научных работах. В очередной раз сотрудники ЦМИ сошлись на мнении о значимости глубокого анализа социологической литературы по теме во избежание описательного, тривиального или ненаучного характера основных выводов. Прочие общесоциологические заключения дискуссии относились к важности использования научного языка, принятого в рамках выбранной парадигмы, и необходимости развития методологических компетенций.
Тезис статей о связи многочисленных гендерных различий с разнообразием потребительских стратегий представился перспективным направлением дальнейшего исследования ЦМИ. Одним из «камней в фундаменте» собственного эмпирического исследования Центра выступят статистические данные, представленные в рассмотренных текстах. Сотрудники ЦМИ планируют углубиться в анализ различий и особенностей потребительского внутригруппового поведения с помощью качественных методов.
Участники встречи обсудили, необходимо ли рассматривать гендерные особенности формирования бюджета. Было решено частично включить в исследование те вопросы, которые связывают практики обращения с финансами и потребительские стратегии. Предварительно в данном разделе будут рассмотрены источники формирования бюджета, представления о потреблении, сообразном бюджету, формы потребления денег, структура бюджета как отражение уровня безопасности и стабильности существующих условий жизни в восприятии информантов.
Связь гендера, потребления и формирования бюджета будет изучаться на примере представителей молодого поколения, характерного объекта исследований Центра.
Следующая reading-группа по направлению «Потребление» традиционно состоится в конце рабочей недели, 30 мая.