Праздничный НИС 12.12.12: профессиональная деформация, сбалансированная реципрокность и мандаринки
Школе журналистики ЦМИ недавно посчастливилось принять участие в удивительном социологическом чаепитии в честь последнего в этом тысячелетии совпадения трех чисел в дате: 12.12.12. Организаторы чаепития Сабирова Гюзель Ансаровна и Омельченко Елена Леонидовна справедливо рассудили, что нельзя упустить шанс отметить это событие, ведь никому из нас, наших детей и даже внуков уже не представится такая возможность. В программе встречи были разговоры о любимых праздниках, подарках, способах отметить значимые даты, а также вкусные пироги, мандаринки, огромный торт и горячий чай.
Школе журналистики ЦМИ недавно посчастливилось принять участие в удивительном социологическом чаепитии в честь последнего в этом тысячелетии совпадения трех чисел в дате: 12.12.12. Организаторы чаепития Сабирова Гюзель Ансаровна и Омельченко Елена Леонидовна справедливо рассудили, что нельзя упустить шанс отметить это событие, ведь никому из нас, наших детей и даже внуков уже не представится такая возможность. В программе встречи были разговоры о любимых праздниках, подарках, способах отметить значимые даты, а также вкусные пироги, мандаринки, огромный торт и горячий чай.
Мероприятие проходило в рамках научно-исследовательского семинара «Полевое исследование: методы, практики, эмоции» для магистрантов факультета социологии НИУ ВШЭ. Основной целью регулярного семинара является выработка у студентов компетенций и профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы и участия в работе социологического коллектива, готовности к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога. В роли активных участников дискуссии помимо сотрудников ЦМИ Елены Омельченко, Гюзель Сабировой, Эльвиры Ариф и Анны Желниной, выступили магистранты Сергей - единственный присутствующий студент второго курса, пишет магистерскую диссертацию на тему: «Изменение сексуального поведения порноактеров и порноактрис»; Таня – студентка первого курса, исследует вопрос совместного проживания на примере общежитий; Саша и Оля – студентки первого курса, изучают социологию труда; Виталия и Наташа – студентки первого курса, занимаются исследованием субкультур, стереотипов, общественных дебатов на примере движений «PussyRiot» и «Наши» соответственно.
В процессе обсуждения была выдвинута гипотеза о том, что условно праздники можно разделить на три типа: личные, государственные и религиозные. К личным праздникам относятся дни рождения, которые оказались важными для всех присутствующих. Из государственных чаще всего упоминался Новый год, при этом все остальным государственным праздникам участники не придавали особого значения, а в числе религиозных отметили Рождество и Пасху.
В преддверии приближающего Нового года ему было уделено больше внимания. По поводу самой важной части этого праздника мнения разделились: кому-то по душе канун торжества и процесс его подготовки, волнительные хлопоты, ожидание чуда и волшебства, а кто-то больше ценит первое утро нового года, в это время всегда остается много разных угощений, которые создают хорошее настроение.
Также существуют различные традиции празднования дня рождения, например, одна из студенток рассказала участникам семинара о своем самом запоминающемся дне рождения, который она провела в «поле». Другая магистрантка поделилась историей о традиции, существующей в кругу ее друзей: они поздравляют именинника, организовывая для него сюрприз в полночь.
Во время дискуссии у одного из участников возник интересный вопрос: «Что делает праздник праздником?». По мнению некоторых, основным элементом праздника являются подарки, другие утверждали, что важнее всего особая атмосфера, третьи считали, что для праздника необходимо присутствие близких людей, а для кого-то важнее всего хорошо накрытый стол.
На праздничном НИСе также затрагивалась тема подарков, которая, видимо в преддверии Нового года, стала наиболее обсуждаемой. Социологи не смогли обойти молчанием вопрос о «сбалансированной реципрокности»: как быть, если подруга любит дарить подарки, но отказывается их получать? Стоит ли принимать дорогие дары? Что дарить человеку, у которого все есть? В этом ключе Елена Леонидовна подняла тему оптимальной цены подарка. Несмотря на то, что большая часть участников семинара три минуты назад говорила о необходимости соблюдения правила реципрокности: если дарить подарок, то на ту сумму, на которую принявший подарок сможет купить ответный дар, все выступающие единогласно решили, что на близкого человека ничего не жалко. Многие также сказали, что не хотели бы ассоциировать человека с той суммой, которую они на него потратили. Также было высказано мнение, что дорогой подарок это провокация чувства вины. Что делать, когда ты не обладаешь материальной возможностью ответить равноценным подарком: принять такой подарок или отказаться?
Одна из участниц дискуссии рассказала удивительную историю про знакомого, который с неподдельным удовольствием передаривал одну и ту же дешевую, но презентабельно выглядящую энциклопедию, купленную на уличной распродаже, нескольким своим друзьям, аргументируя свой поступок тем, что к концу вечера именинник уже находился в таком состоянии, в котором не мог заметить исчезновения своего подарка.
Первоначально семинар чем-то напоминал фокус-группу с большим количеством участников и Еленой Леонидовной в качестве модератора, которая предлагала нашему вниманию вопросы для обсуждения. Однако, вскоре стало понятно, что перед нами социологи, способные казалось бы совершенно обыкновенные вопросы перевести в плоскость серьезной научной дискуссии. Существует выражение «профессиональная деформация»: вот и все те, кто собрался в ЦМИ 12.12.12 – это люди мыслящие необыкновенным образом, мыслящие «социологически». Отвечая на вопрос: «Какой у Вас любимый праздник?», каждый, помимо увлекательного рассказа о том, как он проводит свои любимые мероприятия, пытался объяснить свою симпатию к тому или иному празднику с помощью социологических концепций и теорий.
Без социологии потребления, конечно же, на этой необыкновенной встрече тоже не обошлось. Вопрос о том, имеет ли подарок цену, вызвал особое воодушевление у всех присутствовавших; после долгого обсуждения выяснилось, что ни у кого из отвечавших и мысли не было о том, что на подарок можно устанавливать определённую цену: «Сколько у меня денег будет, за столько я и куплю», - сказал один из участников.
Особенно любопытно было обсуждение национальных праздников и попытка оценить их значение. Разговор зашёл даже о религиозных праздниках и о тех, которые получили статус «праздника» совсем недавно. Завязался спор о возникновении Масленицы, который перенаправил всю дискуссию к раскрытию религиозных вопросов. После попытки обоснования и сравнения таких терминов как секта и религии все вновь вернулись к теме праздников. Каждого представителя журналистского кружка попросили высказаться о мероприятии и, тем самым, подвели его к логическому завершению.
Ещё в самом начале мероприятия было решено задаться вопросом, является ли эта встреча 12.12.12 праздником? Пожалуй, мы можем говорить о том, что это был самый настоящий праздник, ведь даже обыкновенный день, при желании можно сделать таковым.
Текст: Школа журналистики ЦМИ