О социологии искусства в Вене
Сотрудники ЦМИ Дарья Кривонос и Рита Кулева поучаствовали в Седьмой конференции исследовательской сети социологии искусства, состоявшейся 5-8 сентября.
Сотрудники ЦМИ Дарья Кривонос и Рита Кулева поучаствовали в Седьмой конференции исследовательской сети социологии искусства, состоявшейся 5-8 сентября.
Рита Кулева:
Если честно, то представить себе лучшую комбинацию места (прекрасная Вена – «Третий человек», Витгенштейн, Шенберг и Веберн, венские акционисты и Климт, Фрейд и другие любимые персонажи), времени (меланхоличное начало учебного года) и повода (огромная конференция по социологии искусства) было бы сложно.
Конференцию устраивала исследовательская сеть социологии искусства Европейской социологической ассоциации (Research Network Sociology of the Arts), причем проходила конференция уже в 7 раз. Местом проведения конференции стал University of Music and Performing Arts Vienna, удивительно красивый и суперсовременный университет, расположенный в трех минутах от городского парка Вены.
Хочется отдельно отметить безукоризненную организацию конференции, удивительно, что мероприятие более с чем 200 участниками прошло без единой технической накладки или ошибки. С теплотой вспоминаются университетские обеды с традиционной венской кухней на открытом воздухе во дворе университета.
Программа конференции была более чем обширной. Каждый день включал в себя пленарное заседание, по три сета параллельных секций (то есть примерно по 18 секций в день!), за академической частью следовала культурная программа: 5 сентября в Essl Museum проходил вечер в честь столетия Джона Кейджа, 7 сентября все участники конференции могли посетить прием во Французском институте.
На мой взгляд, особенностью конференции стало широкое понимание «искусств» («arts») – затрагивались вопросы производства, потребления, восприятия и осмысления современного и классического изобразительного искусства, популярной и академической музыки, театра. Состав выступающих был также принципиально междисциплинарным: это были не только социологи, искусствоведы, критики, но и исполнители.
Эти особенности были, как мне кажется, одновременно и плюсом, и минусом конференции: с одной стороны, можно было услышать об очень многих явлениях и их аспектах, по-другому взглянуть на свою тему, при этом во многих случаях было сложно прийти к единому контексту и проблематике.
Мой доклад состоялся в рамках секции «Identity Formation» 7 сентября. Он назывался «Youth solidarities in the scene of art and intellectual life of St.Petersburg» и был посвящен молодежному аспекту особой сцены публичной интеллектуальной жизни в Петербурге.
После конференции у меня была возможность еще раз приобщиться к удивительной архитектуре и музеям, паркам и кухне Вены.
Дарья Кривонос:
Конференция по социологии искусства в Вене вдохновляет уже самим названием. Само городское пространство совмещает искусство и классическое, и современное: музей современного искусства с инсталляциями о моде находится в историческом центре Вены недалеко от готического собора Святого Стефана, разрисованные графити проходы метро ведут к барочным дворцам города...
Такая атмосфера так и тянула подумать о роли искусства в современном обществе. Интересно, что на конференции собрались как социологи, так и художники, музыканты, танцоры. Был очень интересный пленарный доклад Натали Хайник, рассматривающую современное искусство как новую парадигму в понимании Куна. Такой теоретический подход контрастировал с докладом венского композитора Карлхайнца Эссла, рассказавшего о влиянии современных технологий на собственный опыт производства музыки. Но больше всего, конечно, вдохновила социолог из США, которая ради своего исследования, начала заниматься балетом: доклад основан на самоэтнографии, рефлексии о том, как «обычное» тело хабитуализирует практики танца. Я же выступила с докладом о репрезентации социальных проблем в документальной фотографии.
После докладов мы с Ритой ходили на выставки Климта и Шиле, музей ESSL на концерт, посвященный Кейджу, а также в музей современного искусства MUMOC. В общем, получилось здорово совместить теоретические подходы к пониманию искусства с таким множеством возможностей насладиться им практически.