МОЗГ: молодежь, образование, знание, город и не только
Сотрудники ЦМИ совместно с «Экспофорум International», Российским институтом культурологии и «Учебным центром «АНТ» организовали и провели трехдневное масштабное мероприятие - молодежный фестиваль науки и искусств с анатомическим названием «МОЗГ: молодежь, образование, знание, город». Оно прошло в стенах выставочного пространства "Ленэкспо", а масштабы самого помещения, как известно, предполагают определенные масштабы действий… Поэтому, дабы максимально «занять» аудиторию, досыта накормить полезной информацией ее урчащий от голода мозг и удовлетворить все возможные ментальные потребности, фестиваль был разбит на две части – академическую и интерактивную.
Сотрудники ЦМИ совместно с «Экспофорум International», Российским институтом культурологии и «Учебным центром «АНТ» организовали и провели трехдневное масштабное мероприятие - молодежный фестиваль науки и искусств с анатомическим названием «МОЗГ: молодежь, образование, знание, город». Оно прошло в стенах выставочного пространства "Ленэкспо", а масштабы самого помещения, как известно, предполагают определенные масштабы действий… Поэтому, дабы максимально «занять» аудиторию, досыта накормить полезной информацией ее урчащий от голода мозг и удовлетворить все возможные ментальные потребности, фестиваль был разбит на две части – академическую и интерактивную.
На пленарном заседании ведущими мировыми специалистами по молодежным исследованиям были освещены значимые аспекты и проблемы современных молодежных исследований, их методологические возможности и ограничения: Елена Омельченко (доктор социологических наук, директор ЦМИ) рассказала о специфике молодежных исследований в России, о созданном и продвигаемом ЦМИ солидарном подходе к изучению молодежи, о реализованных проектах и методах популяризации научных знаний, Гари Поллок (профессор социологии Манчестерского городского Университета) сосредоточился на возможностях использования математических методов в современных исследованиях молодежной среды, а Victor Lushin (PhD candidate) предложил вариант использования в исследовательском процессе комбинации качественных и количественных методологий, Tiina Sotkasiira (PhD, University of Joensuu, Finland) остановилась на этической составляющей исследования «уязвимой» молодежи, Paivi Honkatukia (professor, University of Tampere, Finland) затронула такой аспект молодежной жизни, как насилие, а Harold Takooshian (PhD, Fordham University) призвал публику к научному исследованию роли отцов в воспитании сыновей.
Академическая сторона мероприятия была, по большей части, представлена международной конференцией «Испытывая Молодежные Исследования Изнутри», на которой студенты бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и даже школьники получили возможность представить идеи и результаты своих исследовательских/творческих проектов, посвященные изучению самых разных аспектов молодежной жизни: стиль, повседневные (on-line, off-life) практики, культура и субкультуры. Представители более старшего поколения исследователей (МОЗГ посетило достаточно большое количество зарубежных участников - как профессоров, так и работающих преподавателей из Англии, Финляндии, Германии) выполняли здесь функции модераторов и консультантов секций.
В данном подходе к организации заключается «ноу-хау» данной конференции – смена властных ролей: если ранее молодежь выступала на подобных мероприятиях только в качестве пассивного слушателя с правом задавать вопросы оратору (профессору, преподавателю, доценту), то теперь молодые люди получили право голоса, и «взрослые» их с удовольствием слушают и прислушиваются к их мнению. Граница между «исследователем» и «исследуемым» была преодолена - молодежь изучала молодежь и говорила за нее, выступая одновременно в качестве исследователя и предмета исследования. Молодые ученые поделились с аудиторией своим жизненным опытом и исследовательскими находками в области исследований тела и города, в сфере искусства, экономики, политики и образования, в вопросах образования и научной деятельности, в пространстве старых и новых медиа. Высокое качество представленных докладов было обусловлено достаточно серьезным отбором. Из более, чем ста, претендентов были выбраны только те, чьи работы соответствовали следующим критериям: актуальность и оригинальность заявленной темы, представленность и полнота, оригинальный характер работы, логичность повествования и нетривиальность мышления автора.
Яна Крупец:
«В формате конференции мы объединили научную и практическую составляющую - научный доклад и проектную деятельность (экономические, гражданские, волонтерские, социально-значимые проекты, Интернет-проекты) в рамках ВУЗов, учебных центров или самостоятельную. Нам важно было показать, что участники не просто «пассивно» занимаются наукой, но еще и каким-то образом меняют свою жизнь, жизнь окружающих, придумывают что-то новое. Это, собственно, попытка показать молодежь как креативную и производительную группу, потому что обычно у нас молодежь опекают, постоянно воспитывают, и предполагается, что эта социальная группа ничего не производит или производит недостаточно. Мы по-другому смотрим на молодежь».
Елена Омельченко:
«У нас среди выступающих было очень много молодых исследователей, которые сами, будучи включены в те или иные активности, являются достаточно креативными. Это инновативная часть общества. Да, это меньшинство. Это культурное меньшинство. Но если мы обратимся к истории, мы увидим, что именно культурные меньшинства, в основном, создавали некие новые идеи, открывали какие-то новые возможности. Может, стоит успокоиться, не обращать внимания, как люди выглядит, обращать на то, что они делают? Мне очень понравилось, что много докладов было посвящено именно активистам, соцзащитникам, людям, реализующим волонтёрские проекты, а также каким-то неформальным практикам – это новые «ниши» молодежной жизни, которые остаются, в общем-то, достаточно закрытыми для взрослых исследователей. И может быть молодежь, изучающая эти стороны, поможет вывести субкультурную, андеграундную, альтернативную молодежь из этой ниши, которая не так часто бывает в фокусе взрослых исследователей»».
В рамках конференции также состоялись две научных дискуссии с участием приглашенных экспертов (социологов, исследователей, преподавателей, как российских, так и зарубежных университетов: «Наука: профессия или призвание? Работа в современной академии», в ходе которой участники рассуждали о том, как складываются в разных академических полях, в разных странах взаимоотношения между интересом и мотивацией в данной сфере, с какими сложностями и вызовами приходится сталкиваться ученым и как это связано с национальными особенностями академической деятельности, университетского строительства и системы образования. Также был организован круглый стол на тему: «Диалог между молодежью, обществом, исследователями: реальность или утопия?», посвященный обсуждению вопросов организации коммуникации и взаимодействия социолога с молодежью и обществом, заинтересованности молодежи в продуктивном сотрудничестве и ответственности исследователей и власти перед обществом и молодежью.
Весьма значимая составляющая научной части «МОЗГа» для удовлетворения потребности в знаниях - серия уникальных мастер-классов от специалистов в различных областях исследований, в ходе которых участники узнали, как правильно писать научные статьи и затем их публиковать, как исследовать и проблематизировать повседневные вещи, которые нас окружают, но при этом остаются «в тени» человеческого взгляда и как представить результаты социологического исследования через художественные, социально-политические и активистские проекты.
Социология - это не только написание научных статей и отчетов по проделанной работе, это еще и новые формы репрезентации и популяризации результатов исследования, ориентированные не на малочисленное и закрытое академическое сообщество, а на широкую общественность. Сотрудник ЦМИ Дмитрий Омельченко как раз-таки и занимается данным направлением – производством научно-популярных исследовательских фильмов. Участникам «МОЗГа» была предоставлена уникальная возможность увидеть все три эпизода международного исследовательского фильма под общим названием "Что значит быть молодым в современной Европе", снятого в рамках проекта «MYPLACE»: «Анархисты» - эпизод, раскрывающий реалии современной анархо-сцены Санкт-Петербурга; «Наши бывшие «НАШИ» - кино-рассказ о прокремлевских движениях, о взглядах и судьбах их участников, об их ожиданиях, разочарованиях и достижениях; фильм–премьера (МОЗГ увидел это первым!) «Работа, без права на жизнь» про португальскую молодежь – как они переживают ситуацию экономического кризиса, как они формулируют и выражают свою гражданскую позицию.
Интерактивная часть молодежного фестиваля была представлена множеством интересных активностей:
- интерактивные лекции, нацеленные на получение конкретных знаний и навыков в различных научных и прикладных областях. Слушатели узнали, какое влияние оказывают мегаполисы на проживающих там людей, что такое менеджмент, маркетинг и SMM, как социальные сети могут помочь в поисках себя, какие препятствия существуют на пути к творчеству и как их преодолеть, а также как происходило становление медиа-инфраструктуры и формирование представлений о социалистическом и коммунистическом труде в СССР.
- Pecha Kucha Night - японский формат, когда докладчики представляю свои разработки в области физики, биологии, социальных наук, философии и искусствоведения в очень жестком режиме - всего лишь двадцать слайдов в презентации и всего лишь 20 секунд на комментарий к каждому! Таким образом, перед теми, кто выступает стоит непростая задача – представить какую-то научную концепцию или термин за шесть минут сорок секунд, аудитории, которая, возможно, не имеет за плечами специфического «бэкграунда».
- проект «Живая библиотека» - формат двухстороннего диалога, который предполагает общение зрителей, находящихся на равных условиях с людьми, которым обычно не достается голоса в публичном пространстве – представителям дискриминированных групп. Участники смогли «почитать» автостопщицу, феминистку, трансгендера, человека без определенного места жительства и человека с неограниченными возможностями.
- видео-выставка "Forever Young?", где были представлены 9 работ видеохудожников из России, США, Швейцарии, Германии, Великобритании, Казахстана и Румынии с особым взглядом на визуальную репрезентацию молодости, в значительной степени расширяющие вопрос о том, что такое молодость, внося в это понятие какие-то дополнительные измерения. Это работы, посвященные возможности политического высказывания молодыми людьми, работы о взаимосвязи и взаимодействии возрастных групп, работы про отношения молодых людей с их пожилыми родственниками.
- поэтический слэм – конкурс для молодых поэтов с призами и прочим, в котором есть три простых правила: читать не более трех минут, читать только свои собственные стихотворения, не пользоваться при прочтении реквизитом и музыкальным сопровождением.
- интеллектуальный блошиный рынок "Слова и вещи", созданный для обмена книгами, DVD с фильмами, музыкальными дисками и результатами собственного творчества.
Также в рамках фестиваля состоялась фотовыставка в ч/б «Достаточно взрослые» прошло выступление школьной Лиги КВН и перфоманс от студии танца "Bye Bye Ballet".
Елена Омельченко:
«Мы не случайно столь много задумали, и столь много сделали. Сегодня невозможно заниматься чистой наукой. Сегодня наука выходит за свои границы, впускает в свои границы много всего нового. В частности, это искусство, театр, балет, какие-то проекты, которые реализуют молодые люди в своей жизни. Смешение жанров, границ - это как раз одна из идей, которые мы попытались заложить и реализовать в этом мероприятии».