Революционный настрой в музыке: этот изобретательный панк
Две недели назад в ЦМИ проходил интеллектуальный flea market, темой которого была революция во всех её ипостасях. Я подготовила к мероприятию очень революционный плейлист, который в результате так и не понадобился. Зато появился повод поговорить о том, что объединяет композиции, вошедшие в этот плейлист. Каковы могут быть музыкальные средства для выражения протеста против какой-либо системы?
Две недели назад в ЦМИ проходил интеллектуальный flea market, темой которого была революция во всех её ипостасях. Я подготовила к мероприятию очень революционный плейлист, который в результате так и не понадобился. Зато появился повод поговорить о том, что объединяет композиции, вошедшие в этот плейлист. Каковы могут быть музыкальные средства для выражения протеста против какой-либо системы?
Первое, что приходит на ум при размышлении о протесте в популярной музыке, – это панк-рок. Все знают, что панки являются носителями DIY-культуры, а в их идеологии большое место занимает несогласие с социальным неравенством в обществе и двуличным поведением политиков. Но в музыкальном смысле панк изначально был протестом против того, что нужно “уметь играть”, против убеждённости в том, что музыкальные композиции должны заставлять слушателя задуматься, как это происходило в популярном в 1970-е прогрессив-роке. Панк-рок заново открывает, что музыка – это, оказывается, средство для выражения эмоций, и в том числе – агрессии.
Содержимое плейлиста – это не просто фоновая музыка, оно действительно имеет отношение к революционной тематике, и ниже я объясню, почему. Я кратко опишу самые явные характеристики наиболее ярких групп, чьи композиции я хотела использовать как саундтрек к нашему интеллектуальному блошиному рынку, а именно – американцев The World/Inferno Friendship Society и Dresden Dolls и датчан Horrorpops. Все эти группы переживали наибольшую активность в 2000-х. Их панк-имидж и напористый саунд создают отличную форму для распространения революционных идей. Разнообразие инструментов, аранжировок и коннотаций в новой музыке, эксплуатирующей панковскую стилистику, наводит на мысли о том, что все эти элементы пришли из разных субкультур, контркультур, культур меньшинств, борющихся за признание.
The World/Inferno Friendship Society – это кабаре в стиле панк, мешанина из инструментов, цирковой перформанс и всё-всё-всё, что может вызвать ассоциации с трикстерством и маргинальностью. На сцене очень много народу – целый оркестр. Впереди танцующий подвыпивший человек в пиджаке и шляпе – вокалист под разбитным псевдонимом Джек Терриклот (Jack Terricloth), на самом деле носящий длинную итальянскую фамилию. Он настолько харизматичен в своём образе, что моралисты обвиняют его в пропаганде жульничества и безответственности, о которых он поёт. Аккордеон – один из ключевых инструментов в музыке WIFS – намекает на Францию с её революцией, а тем временем совсем рядом прослушиваются джазовые элементы, причём это не заумный, техничный белый джаз, а безумие чёрного свинга 30-х. WIFS – это определённо мультикультурная танцевальная музыка.
Стиль, к которому относят Horrorpops, называется psychobilly, сайкобилли – безумное рокабилли. На переднем плане мы здесь видим агрессивно накрашенную крупную женщину с огромным кремовым расписным контрабасом. Это вокалистка и лицо группы Патрисия Дэй. Она наряжена в женственное платье – китч американских 50-х годов, а её накачанные руки покрыты татуировками. Позади неё – трое потрёпанных парней с ирокезами. Такой “стёб” над культурой 50-х, как образ Патрисии Дэй, подобная игра смыслами и манипулирование визуальными образами являются прямой ссылкой на панк – на пространство, где разрушаются всяческие рамки и может происходить всё, что угодно.
Dresden Dolls, о которых я уже неоднократно упоминала в колонке “слушатьговорить”, определённо имеют отношение к сексуальной революции, и это видно, даже если не знать, о чём их песни. Брайан Виглионе, барабанщик группы и её мужская половина, здесь явно на вторых ролях, в то время как в первую очередь внимание достаётся вокалистке и клавишнице Аманде Палмер. При этом манеры Палмер и её внешний вид довольно вызывающи и явно имеют отношение к бесстыдству панка. Но её широко расставленные ноги, торчащие резинки для чулок и яркий макияж – это не разврат, а скорее часть циркового или драматического представления, опять же, в некоем пространстве, где не действуют правила и ограничения внешнего, “реального” мира социума.
Объединяющим фактором для плейлиста к мероприятию, посвящённому революции, было то, что все композиции будто бы были наполнены молодой жизненной силой. Даже в расслабленных песнях прослушивается энергичное избавление от напряжения – нечто вроде ритуальной пляски на костях системы. При этом негативные темы здесь если и проскальзывают, то они обязательно подаются с самоиронией. Унывать некогда! Ведь в революционном настроении главное – это радость от того, что скоро будет новый мир.
Ася Воронкова