Елена Омельченко представила Россию в Объединении европейских исследователей молодежи
В феврале в Брюсселе прошла первая встреча ученых и специалистов по работе с молодежью, которые вошли в Объединение европейских исследователей молодежи - Pool of European Youth Researchers (PEYR).Они были отобраны в конкурсе, объявленном Советом Европы и Европейским Союзом в октябре 2010 года. Елена Омельченко получила почетное право представлять Россию в этом экспертном совете.
В феврале в Брюсселе прошла первая встреча ученых и специалистов по работе с молодежью, которые вошли в Объединение европейских исследователей молодежи - Pool of European Youth Researchers (PEYR).Они были отобраны в конкурсе, объявленном Советом Европы и Европейским Союзом в октябре 2010 года. Елена Омельченко получила почетное право представлять Россию в этом экспертном совете.
- Елена Леонидовна, как Вы попали в состав Европейского пула исследователей молодежи? Кто еще входит в пул?
- В октябре 2010 года Совет Европы и Евросоюз объявили конкурс на участие в команде европейских исследователей молодежи, которые составили бы экспертную панель. Я узнала о нём через международную сеть исследователей молодежи и просто отправила заявку. Хотя формально Россия в пространство Евросоюза не входит, на такие консультативные научные собрания приглашается часто. Из 147 заявок выбрали 25 человек, в том числе меня, что, признаюсь, очень почетно и, конечно, ответственно.
В основном участники пула это, конечно, социологи, но есть и активисты, и социальные работники. Мне интересным показался отбор участников еще и потому, что он демонстрирует европейский демократичный подход: учитывался гендер – одинаково представлены мужчины и женщины; возраст – в одинаковых количествах представлены все возрастные группы, и национальная принадлежность - по одному человеку от государства. Но не от всех стран Евросоюза. Были представлены Балканы – Сербия, Хорватия, Болгария, Македония; Южная Европа – Испания, Португалия, Италия; из Северной и центральной Европы были представители Англии, Нидерландов, Ирландии, Исландии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Эстонии и других стран.
Пул – конечно не первая организация Евросоюза по вопросам молодежи, однако она уникальна тем, что в ее состав входят исследователи и активисты. В пуле нет социальных работников и представителей институциональных структур, чиновников.
- Что стало предпосылкой к созданию пула? Какая задача стоит теперь перед этим сообществом?
- Особенно актуальным молодежный вопрос стал после финансового кризиса. Как показывают исследования, молодежь значительно пострадала за период, оказавшись особенно бесправной группой. Интересы молодых людей оказались ущемлены: повысилась плата за образование, увеличился пенсионного возраст, вырос уровень безработицы. Одной из особенностей недавних протестных выступлений - в частности, в Греции, Италии, Англии, также стало активное участие молодежи, которая составила костяк протестующих.
Основная функция пула - экспертная оценка различных сложных вопросов и обстоятельств, которые касаются не одной страны или нации и требуют интернационального решения. С одной стороны, это разные напряженные ситуации, которые вызваны усилением молодежного движения, протестных настроений и ростом общественного напряжения как последствия кризиса. С другой - молодежные социальные проекты и программы, в основном связанные с активностями, с включением молодых в жизнь общества и преодолением сложностей, в том числе безработицы.
- Как прошла первая встреча?
- Мы все делали презентации наших идей. Я рассказала о нашем исследовательском опыте, приоритетных направлениях работы центра и, соответственно, обозначила, по каким темам мы можем выступать экспертами и готовить какие-то материалы. Подробнее о встрече можно прочесть на страничке PEYR.
- Есть ли в данном экспертном сообществе Ваши единомышленники?
Люди очень интересные. Некоторых участников пула я уже знала –например, Лена Суурпа из Finnish Youth Research Network, в феврале приезжала к нам в ЦМИ. Что меня больше всего поразило, действительно чувствуется круг единомышленников. Наверное, сложнее было бы найти таких коллег в России. То, что мы столько лет продвигаем здесь, у нас, я увидела в этом экспертном сообществе: непроблематизирующий подход к молодежи как к субъекту, особое внимание к повседневности и интерес к тем проблемам, которые молодые артикулируют сами. Среди социологов было много людей, ориентированных именно на качественную парадигму и обращенных в первую очередь к нарративам. А поскольку многие из них работают в контексте активностей, то это очень близко к тому, чем мы занимаемся.
Интересное то, что совет организован не только по принципу национального представительства, но и сферам исследовательских интересов: например, какая-то часть экспертов занимаются участием молодежи в политике, другие – субкультурами и так далее.
Я вижу в деятельности пула большой потенциал кооперации с коллегами – обмена опытом, студентами, исследовательскими группами.
- Как будет построена дальнейшая работа пула?
Текущая работа заключается в экспертной оценке ситуаций и программ, а также предоставлении экспертиз на семинары и конференции, темы которых перекликаются с нашими исследованиями. И один или два раза в год мы весь экспертный пул будет собираться вместе, как сейчас.
Текст: Елена Балакирева, Рита Кулева