Размышления о дабстепе: путь развития
Ни один стиль, пожалуй, никогда не набирал такой интернет-популярности, как дабстеп. Это музыкальное направление и новые технологии вместе с информационным обществом не просто идут нога в ногу, но неразрывно связаны друг с другом. Если просмотреть все комментарии музыкантов и слушателей по поводу дабстепа, то можно заметить, что в каждом втором будет фигурировать слово “технологии”, и оно относится не только к возможностям электронных музыкальных инструментов, но и к методу распространения, и к способу общения ценителей этой музыки. Вполне вероятно, что дабстепа как массового явления не существовало бы без интернета. Сегодня я немного поразмышляю о том, как и куда привела дабстеп его резко возросшая популярность.
Ни один стиль, пожалуй, никогда не набирал такой интернет-популярности, как дабстеп. Это музыкальное направление и новые технологии вместе с информационным обществом не просто идут нога в ногу, но неразрывно связаны друг с другом. Если просмотреть все комментарии музыкантов и слушателей по поводу дабстепа, то можно заметить, что в каждом втором будет фигурировать слово “технологии”, и оно относится не только к возможностям электронных музыкальных инструментов, но и к методу распространения, и к способу общения ценителей этой музыки. Вполне вероятно, что дабстепа как массового явления не существовало бы без интернета. Сегодня я немного поразмышляю о том, как и куда привела дабстеп его резко возросшая популярность.
О том, что такое дабстеп, я узнала году этак в 2007, придя с другом в клуб “Объект”. Подобной электронной музыки я никогда не слышала, и новый стиль меня сразу привлёк медленной танцевальной ритмикой. Более того, “вкусный” ритмический рисунок мне сразу захотелось воспроизвести самостоятельно на барабанной установке. В очень многих ветках дабстепа используется wobble bass, воспроизводимый генератором низких частот. Это длинные низкие ноты, самостоятельно создающие рисунок благодаря ритмичному изменению частоты среза (cutoff). Именно эту характерную особенность дабстепа передразнивают звукоподражанием “wob wob wob”.
Дабстеп появился в Лондоне в конце 1990-х в результате экспериментов с британским гэриджем (UK garage) и сформировался примерно к 2002-2003 годам. Естественно, этот стиль пришёл в Россию с опозданием. Когда он уже начал приобретать мейнстримовую популярность на Западе, когда звёзды наподобие Бритни Спирс стали экспериментировать с дабстеповыми элементами, у нас это всё существовало лишь точечно, на уровне маленьких клубов. Гэридж – андеграундный стиль, тем более его дарк-версия, и дабстеп в начале своей истории был тоже чем-то андеграундным и немного наркоманским. Однако за 2000-е он каким-то образом успел пробраться в самую гущу мейнстрима. Поздняя, коммерчески успешная ветвь получила название “бростеп” – от фамильярного “бро”. Это жёсткий по звучанию новый американский дабстеп. В качестве примера обычно приводят продюсера Skrillex.
К 2010 году очень многие поймали волну популярности дабстепа и стали инкорпорировать его идеи в своё творчество. В поисковиках даже появились запросы “почему все так любят дабстеп”. Даже те, от кого этого нельзя было ожидать, проявили свою любовь к этому стилю. Он не прошёл и мимо безумного idm-продюсера Hecq, а старики Korn под влиянием дабстепа вообще полностью сменили своё звучание, во что сложно поверить. С другой стороны, то, что бывшие ню-металлисты пошли в эту сторону, неудивительно, ведь новый коммерческий дабстеп гораздо больше напоминает пост-индастриал вроде Nine Inch Nails, чем свои гаражные корни.
Живьём дабстеп играть очень заманчиво – конечно, интересно попробовать извлечь новые звуки из традиционной бас-гитары! То, что Джоджо Майер по этой причине делал с джанглом, теперь все кому не лень делают с дабстепом. Взять хотя бы многочисленные живые кавер-версии на треки того же Skrillex. Сейчас wobble bass воспроизвести живьём совсем нетрудно: компания Sound Audio воспользовалась спросом на дабстеп и запустила серию Hot Hand. Эффект достигается с помощью специального электромагнитного приборчика-кольца, надеваемого на большой палец правой руки. когда смотришь на то, как им играют, вспоминается принцип работы терменвокса. В России некоторые тоже подхватили идею исполнения дабстепа вживую: барабанщик Руслан Гаджимурадов и клавишник хип-хоп-проекта Ассаи записали свой эксперимент на видео.
Сейчас дабстеп суперпопулярен, поскольку он находится на стыке множества стилей и множества аудиторий. Утяжеление саунда пошло только на пользу распространению этого стиля: мощь жирного ведущего баса приводит дабстеп на границу с индастриалом и даже металом. Таким образом, захватываются новые группы слушателей. И теперь дабстеп настолько популярен, что по интернет-радио UK Garage передают дабстеп, по радио Drum'n'bass передают дабстеп, и от него, вездесущего, уже никуда не скроешься.
Ася Воронкова