Дискуссия "Молодежь в лабиринте полового вопроса: тушите свет?"
27 мая в ЦМИ состоялась дискуссия, посвященная законодательным и социальным инициативам, касающимся сексуальных отношений и семейных ценностей молодежи.
Сексуальные отношения и семейные ценности молодежи - одна из самых горячо обсуждаемых тем последних месяцев. Так, депутат петербургского ЗАКСа Виталий Милонов критикует существующие концепции социальной политики за то, что они не соответствуют религиозным/нравственным ценностям, правоведы предлагают повысить минимальный возраст вступления в брак до 21 года и т.д.
Подобные инициативы, возникающие в сфере законодательства, религии и образования, заставляют снова задаться вопросами о том, как относиться к сексуальности и морали в молодежной среде: какую позицию должно занимать государство и общество? Должно ли общество запрещать потенциально "опасные" проявления молодежной активности и всячески охранять детей и молодежь от связанной с ними информации, самоустраняться из этой области или заниматься просвещением и распространением знания?
27 июня, в День молодежи в Центре молодежных исследований НИУ ВШЭ состоялась дискуссия, на которой эксперты и заинтересованная аудитория обсудили ситуацию с точки зрения с точки зрения социальной политики, правоведения и прав человека, религиоведения, образования и развития молодежных культур.
Социолог ВШЭ Жанна Чернова обратила внимание на то, что закон «против пропаганды мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних» не является выбивающейся из общего контекста задумкой депутата Милонова, а вполне вписывается в политический тренд «Единой России» - традиционалисткой политики в области семьи и гендера. По мнению Черновой во второй половине 2000х государство нарушило негласный общественный договор в сфере семейной политики: государство особенно не помогает, но и не вторгается в приватную жизнь граждан. Семейная политика последних лет, характеризующаяся откатом к православному фундаментализму и нежелание признать плюрализм форм семьи, при этом является совершенно неэффективной – о чем говорит статистика по рождаемости.
Правозащитник Дмитрий Дубровский* (Факультет свободных наук и искусств СПБГУ) указал на то, что обсуждаемые законодательные инициативы вполне вписываются в господствующий дискурс «политического православия» (признание только определенного типа семьи, запрет на сексуальное воспитание, ксенофобия по отношению к ЛГБТ). Причем такая модель является не только элементом православного фундаментализма, но также распространена среди более либеральной части общества.
Как заметил правозащитник, российская правовая система, в отношении семейной политики руководствующаяся адресацией к «традиционным семейный ценностям», готова приравнять представителей ЛГБТ к экстремизму: альтернативные семьи, вписывающие в концепцию «традиционной семьи», не рожающие детей и не улучшающие таким образом демографическую ситуацию в стране, идут, согласно этой логике, против государства и являются экстремистами.
По мнению Дмитрия Дубровского*, законодательные и социальные инициативы против ЛГБТ (организация запрещена) отражают определенный запрос со стороны общества, релевантный практикуемому «моральному оградительству»: не тому, каким надо будет, а то каким быть не надо.
Социолог права Александр Кондаков(ЦНСИ) назвал закон о пропаганде ЛГБТ, по мнению эксперта отвергающий равноправие, уважение личности и свободу человека во имя крестового похода против «нетрадиционных брачных отношений» примером «иррационального законодательства». «Гей-закон» оторван от социальной реальности, основан на неюридических терминах, нерационален по своей сути и не имеет юридических оснований. Кроме того, закон нарушает права ребенка (не признает существования детей, которые могли бы быть другими и иметь свое мнение).
«Иррациональное законодательство» неинструментально и не регулирует реально существующую в обществе проблему, то есть не преследует никакой насущной цели. Может быть описано через следующие характеристики: репрессивность (символическая борьба с воображаемыми угрозами воображаемому традиционному порядку) и апелляция к традициям. Таким образом, работа иррационального закона заключается в изобретении, утверждении и закреплении идеологем, которые в силу собственной иррациональности могут основываться лишь на самих себе.
Научный сотрудник ЦМИ Надя Нартоваохарактеризовала семейную политику последних лет как откат от либеральности, усиление патриархального дебата, являющийся частью нациестроительства. Чертами реализуемой репрессивной политики являются ксенофобия (образы врага, негативного другого, которыми становятся, например, мигранты или ЛГБТ), тотальный контроль над женщинами и детьми.
По мнению социолога, такая политика впервую очередь наносит удар по рабочему классу: если элита и средний класс имеют вариативность в выражение собственного мнения (например, могут поехать на гей-прайд в Амстердам), у менее социально-защищенных слоев населения нет выхода и других возможностей.
* Дмитрий Дубровский включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.