• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Междисциплинарный семинар «Индивидуальные потребительские стратегии в России на пересечении социологии, экономики, психологии»

"Ты то, что ты желаешь" - к такому выводу пришли участники междисциплинарного семинара «Индивидуальные потребительские стратегии в России на пересечении социологии, экономики, психологии», проведенного при поддержке Управления академического развития. Эльвира Ариф, научный сотрудник Центра молодежных исследований и руководитель данного семинара в интервью рассказала о том, как и почему мы потребляем.

"Ты то, что ты желаешь" - к такому выводу пришли участники междисциплинарного семинара «Индивидуальные потребительские стратегии в России на пересечении социологии, экономики, психологии», проведенного при поддержке Управления академического развития. Эльвира Ариф, научный сотрудник Центра молодежных исследований и руководитель данного семинара в интервью рассказала о том, как и почему мы потребляем.

 

- Эльвира, как была выбрана тема  семинара?

- Одно время к теме потребления был очень живой интерес, сейчас он немного поутих, но сам вопрос своей актуальности не потерял. Я решила собрать людей, которые занимаются этой темой, чтобы посмотрев, что собой представляет научное поле этого вопроса, понять, какие направления, разработки и исследования могут быть интересными. С самого начала я хотела собрать преподавателей, которые работают в Вышке, потому что считаю очень важным, чтобы люди, которые работают в одном вузе, занимаются одной темой, знали друг о друге, общались друг с другом, и, очень важно, чтобы студенты знали о них. По мере развития программы LMS eFront, они могли при работе над курсовой работой, дипломом или диссертацией брать заочные консультации не только у своего научного руководителя.

 

- На семинаре выступали преподаватели трех кампусов Вышки, которые представляли три дисциплины…

 

- К сожалению, по состоянию здоровья не смогла приехать Елена Бердышева, которая должна была представлять экономистов, и, таким образом, семинар получился не в полной мере междисциплинарным. Но даже присутствие одних только социологов и психологов дало импульс к множеству дискуссий и разговоров.

 

-  Можем ли мы прежде, чем перейдем к обсуждению каждого доклада, наметить общую линию выступлений? Итоговое видение того, как все-таки в России потребляют.

 

- На семинаре было представлено несколько направлений в изучении

 

потребительских стратегий. Например, Роман Абрамов делал доклад о том, как объектом потребления становиться ностальгия по советскому. Он делал анализ ЖЖ-сообществ и смотрел, каким образом в ткань современности вплетаются предметы советского быта. Причем, выяснилось, что такое собирательство характерно для людей, которые застали только последний фрагмент ушедшей эпохи. Он рассказал, как эта память опредмечивается, насколько важны игрушки, железные дороги, пакетики молока. Его идея заключалась в том, что восстановление памяти никогда не является возвратом к прошлому, это такая интерпретация прошлого, которая является, по сути, одним из направлений потребления. И на фоне этого, например, в антикварных салонах стали появляться предметы советского искусства. Или открываются частные музеи. Роман рассказал историю о человеке, который полностью реконструировал советскую квартиру 30-40 годов. Он включен в социальные сообщества, где поддерживают его идею, и если у кого-то из участников появляется предмет той эпохи, они сообщают об этом, и потом каким-то образом передают нужную вещь по адресу. То есть, с одной стороны, интерес вокруг вещей строится материальный, который основан на том, чтобы вложить деньги в предметы той эпохи и потом перепродать, либо это становится идеей, объединяющей людей.

 

Потребление продолжает быть чем-то вещественным, а с другой стороны меняются формы и виды его символической составляющей.

 

Например, в докладе Анны Желниной, было показано, что изначально торговые комплексы имели совсем иное смысловое содержание, чем сейчас. Покупки совершаются в моле или в другом месте, эти комплексы внутри себя сегментированы и ориентированы на разные социальные группы. В своем докладе Анна обратила внимание на то, что Внедрение ТЦ  можно рассматривать как своего рода политику, а сами ТЦ как точки взращивания и локализации «среднего класса». Так же она подчеркнула, что потребление в торговых центрах является «личной политикой», реализуемой каждым посетителем посредством самоидентификации, стремления к уникальному «высказыванию», выбора брендов, маршрута, разделения посетителей на «своих» и «чужих».

 

- Все верно, даже молоко сегментировано, а чем конкретно они разнятся по своему смысловому содержанию?


- Раньше, на заре своего появления, согласно докладу Анны, торговые центры выполняли некую цивилизационную роль, когда покупки совершались не на рынке под открытым небом, а в более благоустроенном месте. Люди приходили в «филиал Европы», «локальный потребительский рай», где ты можешь осуществить свои желания. Теперь, по истечению времени становится очевидным, что рай – тоже разный. Человек в зависимости от своих возможностей и желаний может пойти в дорогой рай, в рай попроще или в такой себе вполне доступный рай эконом-класса. Становится важно не только то, что ты покупаешь, но и где ты покупаешь. Что, где и как человек потребляет – различия между этими стратегиями стали чрезвычайно множественными. Речь может идти о денежном или безденежном потреблении, потребление в России, или за границей, если заграницей, то опять же, для одних достаточен шопинг в Финляндии, другие в качестве торговой площадки признают только Англию или Италию. А для кого-то «покупки за границей» - это что-то аутентичное в Бутане. Вот такое многообразие признаков, по которым дифференцируется потребление. Выстраивается очень большое количества иерархий и у людей формируются различные компетенции, что является престижным, что таковым не является. Таких различий между людьми в современном мире становится все больше.

 

- Много веков назад Платон разделил человечество всего на три группы – мудрецы, стратеги и ремесленники. Сейчас даже людей одного уровня доходов, образования и т.д. можно разделить на бесконечное число градаций в зависимости от того, что и как они потребляют?

 

- Этот вопрос мы обсуждали на дискуссии после фильма, который транслировался в рамках семинара. И пришли к выводу, что человек есть не то, что он потребляет, а скорее, то, что он желает. Желания человека являются предметом пристального внимания маркетологов и рекламистов. Как только появляются ростки новых увлечений, сразу же капиталистическая система создает товары и услуги, способные удовлетворить эти новые запросы. А с другой стороны сама капиталистическая машина формирует в людях эти желания и потребности. С этой точки зрения общество потребления быстро меняется, и очень трудно его ухватить, зафиксировать и определить, в том числе и через социологические, психологические или экономические характеристики. Современное информационное пространство настолько сложно, оно не ограничено печатными, электронными, или даже Интернет-СМИ, информация транслируется, усваивается, оценивается, комментируется, получает отклик настолько быстро, практически даже одномоментно. Порой трудно отдавать себе отчет в том, что ты хочешь, это действительно ты сам хочешь, или эти желания тебе навязаны. Если мы не реагируем на указания внешнего мира, то какие альтернативные пути мы ищем?

 

- Какие еще доклады прозвучали на семинаре?

- Екатерина Бороздина (Европейский университет, Санкт-Петербург) рассказывала о том, как современное государство предоставляет возможность по родовому сертификату воспользоваться теми или иными услугами. Становиться очевидной неспособность государства обеспечить материнство. Механизм предоставление женщинам дополнительной поддержки при рождении ребенка оказался совсем не продуманным. Во-первых, женщины мало информированы о нем, во-вторых время, указанное там, плохо согласовано с графиком работы врачей, и, наконец, сумма там не превышает 10 тысяч рублей. Не понятно, какие расходы роженица сможет покрыть этими деньгами, если детская коляска стоит дороже. В этом случае поддержка государства носит символический характер.

 

Ольга Патоша (НИУ ВШЭ, Москва), единственный психолог среди нас социологов, она рассматривала феномен иррационального потребления: кто каким образом принимает решение во время покупок. В результате проведенного исследования были обнаружены следующие стратегии  потребления студентов: 1) склонность к показному потреблению; 2) стремление выделить собственную индивидуальность за счет потребления эксклюзивных товаров, 3) желание сэкономить. Ольга так же отметила, что эти стратегии связаны  индивидуально-психологическими особенностями студентов.

 

Лариса Шпаковская рассказала в своем докладе о виртуальном сообществе родителей, внутри которого существует три сферы обмена:  эмоции, информация, вещи. К эмоциональной сфере в свою очередь относятся преодоление ограниченности социального общения, разделение опыта, нормализация проблемных ситуаций. Информация включает в себя получение практического знания, “секреты домоводства”, совместное экспертирование товаров и услуг. В сферу вещей можно отнести коллективная помощь и индивидуальные обмены. В результате обменов накапливается социальный капитал и доверие участников сообщества, которое формирует особую среду, способствующую экономическому взаимодействию участников, например в форме совместных закупок.

 

Ольга Ечевская (НГУ, Новосибирск)  в своем докладе раскрыла различия между богатыми и бедными, существующие сегодня. О том, что людям, считающим себя бедными, богатые кажутся совершенно однородной массой, у которых один и тот же стиль жизни, потребительские привычки. Люди же, которые сами считают себя богатыми, понимают, насколько это понятие дифференцированно. Все богаты по-разному, реализуется это в разных потребительских практиках, как достойно презентовать себя, как недостойно. И точно так же с бедными. Богатые бедных рассматривают как однородную социальную группу, в то время как исследование показало, что внутри бедных также существуют очень серьезные различия. По результатам исследования стратификация считывается по потреблению, но различия своих и чужих проводятся на основе „непотребительского”: телесногодисплея, гармоничностиобраза, стиля, "уместности” в контексте. Ольга обратила внимание, что различия выстраиваются также  через обоснования и оправдания того или иного потребления.

 

Мой доклад был посвящен безденежному потреблению, которое я рассматривала на примерах практик в молодежной среде, таких как автостоп, фримаркет, коучсерфинг, а также потребление наркотиков, как ненормативной потребительской практики. Главная идея была в том, что для полного понимания современных потребительских практик недостаточно изучения только нормативного или денежного потребления. Интересно понять, насколько такие практики как обмен, бесплатный туризм (когда приглашаешь к себе в гости и затем сам гостишь у кого-то в другой стране) вплетаются в нашу повседневность и меняют потребительские стратегии людей.  Как люди ориентируются в пространстве потребления, как растет их уровень критичности в отношении тех или иных традиций потребления. В докладе так же подчеркивалась роль компетенции при включении в те или иные потребительские практики и ее связь с успешной позицией.

 

Приятное ощущение интеллектуального насыщения наступило после завершившего первый рабочий день круглого стола «Возможности и ограничения междисциплинарного подхода в исследованиях потребления». Кей-спикер Крупец Яна выступила со специально подготовленным докладом, который катализировал разностороннее, живое, профессиональное, в чем-то личное обсуждение. 

 

- В рамках семинара прошел тренинг преподавателя из Перми Елены Шакиной с применением инновационного метода преподавания  GUUGLE . В чем суть этого метода и как его восприняли наши студенты?

 

- Это было очень интересно, потому что у студентов была возможность не только побеседовать с преподавателями, но и подискутировать друг с другом. Идея этого метода в проработке аргументаций в ответ на некие тезисы. В данном случае это были высказывания 4 известных людей о потреблении. Студент получал задание выработать 5 тезисов в защиту данной позиции и 5 тезисов, в которых критически осмыслялась бы эта позиция. Все это было визуализировано на цветных карточках. В результате получились облака смыслов вокруг этих афоризмов. Все участники тренинга видели не только сами высказывания, но и тезисы, которые возникали вокруг них, таким образом, получалась довольно полная и целостная картина, поскольку было предложено огромное множество замечаний к предложенным преподавателем позициям. Этот тренинг понравился не только студентам, но и преподавателям, поскольку живой поток студенческой мысли не может оставлять равнодушным.

 

 - Что представлял собой киносеминар?

Визуальное становится все более важной составляющей современности. Этот момент нельзя обойти вниманием, когда речь идет о потреблении. Визуализация желаний – его суть. Но не эта тема получила развитие в рамках работы киносеминара. Значимым для студентов-социологов является умение критически анализировать, формулировать и ясно выражать свои мысли, позицию. С этой точки зрения просмотр и обсуждение фильма стали площадкой для наращивания компетенций в сфере публичной риторики. В художественном фильме «Рабство» Марка Кройцпайнтнера, основанном на реальных событиях, демонстрируются процесс превращения похищенных тем или иным способом женщин и детей в товар, который продается на интернет-аукционе. Просмотр был призван обратить внимание на то, что глобализация, информатизация и капитализация открывают возможности для одновременного развития как легальных так и нелегальных потребительских практик. Эти сферы как переливающиеся сосуды, изменения в одной части приводят к трансформации в другой. Потому изучение потребления не может носить однобокий характер или требует оговорки.   

 

Дискуссия развивалась по двум основным руслам. В рамках первого направления обсуждался сам фильм с художественной точки зрения. Шире разговор зашел о том, что сейчас мало самого факта говорения о каких-либо социальных проблемах, противоречиях, неоднозначных ситуациях, требующих осмысления, оценки и своей позиции, важно то, как об этом будет сказано. С этой точки зрения, работа режиссеров и сценаристов, которые снимают фильмы социальной направленности, фильмы-призывы-откровения-обнажения-обнаружения предполагает особую тонкость и сензитивность в работе с темой и материалом, так как конечный результат в той или иной форме может отразиться на самой жизни и восприятии жизни множества людей. Так же в условиях публичного  молчания о проблеме в современной визуальной культуре художественная интерпретация может остаться единственно-существующей в глазах зрителя. Мастерство авторов художественного произведения так же заключается в том, чтобы потребитель не только задумался, но и принял решение в пользу действия или бездействия, отдавая себе в том отчет.

 

Второй темой обсуждения стало непосредственно само потребление. Основной призыв общества потребления: «исполняй свои желания - так ты выразишь себя» - влечет за собой не только толпы людей за продуктами, одеждой, мебелью, авто, квартирами, отдыхом и развлечениями, но и неафишируемые побочные явления. В этом случае на первый план выходят темы формирования желаний, контроля и самоограничений, индивидуализма и социальной слепоты, как одного из его последствий, равнодушия, социальной машинерии, вымывающей живое и человеческое из ткани повседневности,  тотальной коммодификации, неумения и невозможности оценить последствия своих решений и поступков. Расширение измерений осознания феномена потребления не выключает из практик, но позволяет переосмыслить их индивидуальном уровне. Для участников дискуссии подводящим черту стал тезис об ответственном потреблении, которое реализуется каждым в отдельности исходя из его собственных компетенций, оценки общей ситуации и понимания потребления на момент совершения действия или принятия решений.

 

В завершение, хочу сказать большое спасибо всем участникам и гостям за движение мысли и новые горизонты! 

 

Программа семинара

Впечатления участников

Подготовили  Татьяна Чернова, Эльвира Ариф