Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Целью департамента является достижение академического превосходства в областях: сравнительных социальных исследованиях, социологии молодёжи, социологии образования и науки, а также исследованиях культурного разнообразия и толерантности. Департамент поддерживает тесные научные и партнерские отношения с Европейским университетом в Санкт-Петербурге, департаментом социологии НИУ ВШЭ в Москве, Социологическим институтом РАН (Санкт-Петербург), а также рядом международных партнёров. Сотрудники департамента имеют опыт педагогической и научной деятельности в ведущих российских и западных образовательных и исследовательских центрах.
Суворков П. Э., Симонова В. В., Ермолин И. В.
Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2023.
Xenia Leontyeva, Koltsova O., Verhoeven D.
Journal of Cultural Analytics. 2024. Vol. 9. No. 1.
Цигеман Э. С., Марарица Л. В.
В кн.: СОЦИАЛЬНАЯПСИХОЛОГИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Материалы IX Международной научно-практической конференции памяти М. Ю. Кондратьева. М.: Издательство МГППУ, 2024. С. 679-682.
Tsigeman E., Zemlyak V., Likhanov M. et al.
00. 00. PsyArXiv Preprints, 2023
В докладе Бориса Соколова Demographic, Contextual, and Attitudinal Factors of Attrition in Online Panels обсуждались факторы, которые предсказывают «выживание» участников лонгитюдных онлайн-опросов (то есть вероятность принять участие в последующих волнах исследования). В этой работе, соавторами которой являются Виолетта Корсунова, научный сотрудник ЛССИ, и Сергей Семёнов, студент 3 курса бакалаврской программы «Социология и социальная информатика», использовались данные четырёх волн российской части международного проекта «Ценности в кризисе».
Согласно представленным Борисом результатам, с большой вероятностью в онлайн-панели «выживают» мужчины, лица старших возрастов, респонденты со средним и высоким доходом, с высшим образованием, проживающие в сельской местности, состоящие в браке и имеющие детей. Чаще всего выбывает молодёжь: среди тех, кто принял участие во всех четырех волнах, было в 3,5 раза меньше представителей возрастной группы от 18 до 24 лет и более чем в 1,5 раза меньше, чем в исходной группе, представителей возрастной группы от 25 до 34 лет. Помимо демографических факторов, вероятность «выживания» положительно связана с выраженностью базовых ценностей (измеренных по методологии Ш. Шварца) риска-новизны (или стимуляции), гедонизма, достижения и универсализма; и отрицательно – с выраженностью ценностей безопасности, конформности, традиции и такой психологической черты, как невротизм.
Впрочем, неясно, какие признаки – демографические или личностные – в большей степени способствуют тому, что респонденты остаются в исследовании: разные методы машинного обучения (логистическая LASSO-регрессия и случайный лес), использованные для предсказания «выживания», дают на выходе различные и почти не пересекающиеся наборы важных факторов и при этом имеют довольно низкую точность. В дальнейшем авторы планируют сосредоточиться на построении более надёжной предиктивной модели.
Авторы: Борис Соколов, Алина Мороз