Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.
СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.
Лисовская И. В., Андреева А. С., Соловьева Н. С.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2025. № 1.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Violetta Korsunova.
SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2024
В докладе Бориса Соколова Demographic, Contextual, and Attitudinal Factors of Attrition in Online Panels обсуждались факторы, которые предсказывают «выживание» участников лонгитюдных онлайн-опросов (то есть вероятность принять участие в последующих волнах исследования). В этой работе, соавторами которой являются Виолетта Корсунова, научный сотрудник ЛССИ, и Сергей Семёнов, студент 3 курса бакалаврской программы «Социология и социальная информатика», использовались данные четырёх волн российской части международного проекта «Ценности в кризисе».
Согласно представленным Борисом результатам, с большой вероятностью в онлайн-панели «выживают» мужчины, лица старших возрастов, респонденты со средним и высоким доходом, с высшим образованием, проживающие в сельской местности, состоящие в браке и имеющие детей. Чаще всего выбывает молодёжь: среди тех, кто принял участие во всех четырех волнах, было в 3,5 раза меньше представителей возрастной группы от 18 до 24 лет и более чем в 1,5 раза меньше, чем в исходной группе, представителей возрастной группы от 25 до 34 лет. Помимо демографических факторов, вероятность «выживания» положительно связана с выраженностью базовых ценностей (измеренных по методологии Ш. Шварца) риска-новизны (или стимуляции), гедонизма, достижения и универсализма; и отрицательно – с выраженностью ценностей безопасности, конформности, традиции и такой психологической черты, как невротизм.
Впрочем, неясно, какие признаки – демографические или личностные – в большей степени способствуют тому, что респонденты остаются в исследовании: разные методы машинного обучения (логистическая LASSO-регрессия и случайный лес), использованные для предсказания «выживания», дают на выходе различные и почти не пересекающиеся наборы важных факторов и при этом имеют довольно низкую точность. В дальнейшем авторы планируют сосредоточиться на построении более надёжной предиктивной модели.
Авторы: Борис Соколов, Алина Мороз