Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Седова ул., д. 55 корп. 2
Телефон: +7 (812) 644-59-11, доб. 61315
Методологическая статья посвящена пересмотру задач современной социологии искусства: от мнимой автономии и стремлении рассмотреть в индивидуальных событиях художественной жизни большие социальные структуры и паттерны к переинтерпретации устоявшихся категорий институционального оформления искусства, позволяющей показать уникальность локальных сцен и противоречия больших теорий в формате постколониальной критики.
В статье некоммерческая активность рассматривается как одна из форм поддержания крафтового бизнеса молодыми предпринимателями. Эмпирическую базу исследования составили 58 интервью с молодыми предпринимателями, осуществляющими индивидуальные бизнес-проекты в сфере крафтового производства г. Санкт-Петербурга. Анализ нарративов выявил ключевую роль владельца\владелицы в определении наличия и содержания ответственности бизнес-проекта. Некоммерческие активности представлены широким спектром практик, которые можно разделить на благотворительность, меценатство и экологические инициативы. Этическими основаниями этих форм становятся поддержка культурного многообразия, помощь нуждающимся в поддержке социальным группам и забота об экологическом благополучии. Молодые предприниматели в сфере крафтового производства рассматривают некоммерческую активность как полезную для проекта деятельность, как форму развития личных интересов владельца/владелицы, как самопомощь и «норму жизни». Легитимные образцы ответственного предпринимательства описаны через три сценария: «некоммерческая активность на пользу бизнеса», «некоммерческая активность – личная потребность предпринимателя», «некоммерческая активность – новая норма бизнеса». В рамках первого сценария социальный капитал, полученный в процессе обращения к некоммерческим активностям, конвертируется в новых клиентов. Во втором сценарии включение в некоммерческие активности определяет качество жизни предпринимателя в рамках биографического проекта. В третьем сценарии предпринимательство рассматривается как ресурс для формирования и реализации новых представлений о бизнесе. Анализ сценариев выявляет общее для всех проектов основание, которое позволяет говорить о том, что ответственное предпринимательство – это открытый для взаимодействия бизнес. Открытость в процессе взаимодействия в свою очередь может приводить к конкуренции между разными формами бизнеса. В частности, когда один и тот же ресурс (помещение) может предназначаться для некоммерческой или коммерческой деятельности. Это же разница интерпретаций может приводить к конфликтам между некоммерческими эко-инициативами и социальными предпринимателями. Одновременно с этим открытый бизнес способствует формированию коллобораций между предпринимателями, включенными в разные некоммерческие активности, и созданию бизнес-сообществ, реализующих одну и ту же форму ответственного предпринимательства. В первом случае речь идет о музыкальном фестивале, во втором об эко-маркете. Горизонтально взаимодействие ответственных предпринимателей в сфере крафтового производства создает культурные проекты на уровне города, тем самым распространяя ценности некоммерческой деятельности как формы развития бизнеса.
СМИ склонны конструировать образ зарубежных стран согласно с позицией политического истеблишмента своей страны. Но так ли это в случае, когда почти половина населения говорит на языке другого государства и обладает сильными социальными и культурными связями с ним? В работе представлен анализ 19,5 тысячи новостных сообщений русскоязычных СМИ Украины о президентских выборах России в 2018 г. Используя смешанный метод (тематическое моделирование и качественный анализ), мы выделяем ключевые темы и сюжеты, а также даём оценку степени персонализированности дискуссии в освещении выборов. Обнаружены три основных способа освещения данного вопроса: (1) количественные оценки и результаты выборов, (2) подготовка к выборам в Крыму и (3) победа В. Путина. Выборы президента России главным образом связываются с проблемой Крыма — через дату голосования, позицию кандидатов в отношении Крыма, организацию выборов на самом полуострове и реакцию других стран на их итоги. Освещение данного аспекта выборов имеет обвинительный уклон в украинских СМИ: подчёркивается незаконность крымского референдума и действий российских властей, упоминается давление российских властей на жителей полуострова, особенно на крымских татар. Две выделенные темы, непосредственно не относящиеся к ситуации в Крыму, характеризуются меньшей эмоциональной окрашенностью контента. Политическая персонализация дискуссии имеет противоречивый характер. С одной стороны, подавляющее большинство сообщений СМИ содержали упоминания тех или иных персоналий. С другой стороны, новости охватывали ограниченное число публичных фигур и не фокусировались на их личностных характеристиках. Кроме того, периодически публичные фигуры заменяются на неперсонализированные символы («Кремль», «российские оккупанты» и др.). Однако если публичные фигуры освещаются преимущественно в нейтральном ключе, то в отношении неперсонализированных символов чаще допускаются негативные и оценочные суждения.