Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
Сторчевой М. А., Мыльников Л. А., Мурач А. А. и др.
Известия Иркутского государственного университета. Серия: Математика. 2024. Т. 50. С. 125-142.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2024
Делегация НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург посетила индийские вузы. Представители питерской Вышки побывали в восьми университетах, провели 11 встреч с руководством, преподавателями и научными сотрудниками. Участники поездки рассказали о впечатлениях, достигнутых договоренностях, культурных особенностях Индии.
— Нам удалось ухватить разнообразный ландшафт высшего образования в Индии: технологические вузы (IIT Delhi, IIT Bombay), классические вузы (Университет Дели), институты менеджмента, похожие на бизнес-школы в РФ (Индийский институт менеджмента в Индоре), новые частные вузы (Ahmedabad University), вузы, входящие в состав корпораций (UPES, Bennett University, Tata Institute of Social Sciences). Одни вузы представители НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург уже посещали, в других еще не было никого из российских университетов (как, например, в Tata Institute of Social Sciences). Но в каждом учебном заведении взаимный интерес вызвали разные форматы взаимодействия по образовательному, научному и событийному направлениям.
Особое внимание привлекли наши англоязычные программы бакалавриата и магистратуры
В случае с бакалавриатом по политологии возникло несколько предложений от индийских коллег о двойных дипломах. Кроме того, обсуждались варианты соруководства студентами, совместные образовательные курсы, краткосрочные программы мобильности как для наших студентов, так и студентов из партнерских вузов.
В области событийного взаимодействия — помимо конференций, научных семинаров как в России, так и в Индии — достигнуты предварительные договоренности о совместных летних школах для молодых исследователей и преподавателей, кастомизированные программы для индийских студентов в Санкт-Петербурге, например по историческим, социальным, экономическим, культурным аспектам развития России и Северной столицы. Помимо этого, по ходу встреч выкристаллизовалось методологическое взаимодействие, в рамках которого уже обмениваемся опытом, форматами, подходами к развитию образования и осуществляем методическую поддержку коллег.
Безусловно, Индия представляется разнообразной, динамично развивающейся страной. Владение практической экспертизой по Индии является крайне актуальной, востребованной и значимой компетенцией не только в России, что кратно повышает шансы на успешное построение профессиональной траектории как в академической, так и в неакадемической сфере. Интерес представляют исследования индийских коллег (о которых пока мало что известно в нашей стране и не только), форматы и подходы к образованию (трансдисциплинарный подход, вариации практико-ориентированных и проектных методов и пр.). И сама Индия — как многогранный, междисциплинарный объект изучения.
Научные профили коллег, с которыми мы общались, различны. Но с каждым из партнеров есть коннект в определенной области, например изучение молодежи, изучение поведения человека, урбанистика и городское развитие, социально-экологические и климатические исследования, public health и когнитивные исследования и ряд других.
Возникали предложения о междисциплинарном научном взаимодействии, которое может быть интересно не только нам, но и коллегам в питерской Вышке и НИУ ВШЭ в целом.
Для нас взаимодействие с коллегами из Индии интересно по нескольким причинам. Это обмен новыми знаниями, методами, подходами; доступ к полевым и экспедиционным исследованиям, которые могут быть выполнены с помощью сравнительного подхода; возможности для сетевых межстрановых исследований с помощью платформенных решений, включая общие базы научных данных. Взаимодействие с коллегами из Индии развивается в формате Win-Win, в результате чего бонусы получают обе стороны — как за счет расширения экспертного профиля, так и за счет повышения качества образовательных и научных продуктов.
Часть договоренностей уже вышла из переговорных аудиторий. Например, мы готовим студенческую экспедицию в Гималаи для изучения социальных аспектов климатических изменений. Она состоится в конце апреля — начале мая 2024 года. В апреле же запланированы наши лекции в одном из вузов-партнеров.
Мы включаем коллег в наши в текущие заявки на гранты. Индийские коллеги предлагают варианты совместных монографий в ведущих мировых издательствах (например, Springer Nature, CRC Press, Taylor & Francis Group). С большинством вузов прорабатываются вопросы заключения договоров о взаимопонимании и далее — договоров о двойном дипломе. Мы рассчитываем через стратегию последовательных и результативных шагов парадигмально и многопланово усилить индийский вектор нашего развития.
— В Индии нам открывается огромный простор для сотрудничества. Во всех университетах мы легко находили общий язык и общие научные темы. Мои лекции про анализ цифровых социальных данных и про женщин в точных науках вызывали много вопросов и интересную живую дискуссию. Во время поездки я начал содержательно переписываться с коллегами из четырех университетов. В Институте технологии в Мумбае от меня в марте ждут научный доклад в формате онлайн — планирую рассказать о нашем свежем исследовании о жертвах буллинга (статью о нем мы на этой неделе пошлем в международный журнал).
В Университете Дели я консультирую коллегу по их курсу количественных методов. А с коллегами из Дехрадуна мы обсуждаем совместный научный проект в области образования. За общим обедом директор бизнес-школы сказал, что хочет изучать образовательное поведение студентов. Мы как раз делали подобные исследования, и он, послушав меня, сразу предложил вместе продолжать работу. Так это и происходит: случайно сели рядом за обедом, поговорили и увидели общий интерес. Конечно, все эти контакты — только начало, но оно многообещающее.
— Визит в Индию стал для меня настоящим открытием — страны, людей, городской атмосферы с ее воздухом, звуками и запахами, особенного культурного ландшафта повседневной жизни. Индия оказалась очень разной, мало похожей на литературные и киношные образы. За 14 дней мы посетили университеты и колледжи в пяти городах.
Пожалуй, самые сильные и яркие впечатления остались от встреч с коллегами — учеными и исследователями. Обмен мнениями, знакомство с академическими интересами и практическими результатами исследований индийских коллег в каждом университете проходили в режиме дружеской, профессионально ориентированной беседы. Уже в ходе знакомства возникали конкретные идеи по сотрудничеству и взаимодействию в разных направлениях наших компетенций и перспектив сотрудничества.
Для меня как социолога, специализирующегося в поле молодежных исследований, самыми перспективными направлениями будущего сотрудничества стали переговоры об организации и открытии зеркальных (совместных) лабораторий. Так, с коллегами из Индийского института менеджмента в Индоре рассматривали идею зеркальной лаборатории, связанной с исследованиями экологического сознания молодежи и стратегиями управления мусором. С коллегами из Университета Ахмедабада обсуждалась тема адаптации иногородних и иностранных студентов к жизни в мегаполисах, включая вопросы поколенческих различий и ментального благополучия.
Вопросы, напрямую связанные с молодежными исследованиями, мы активно обсуждали с коллегами из департамента социологии Университета Дели и Tata Institute of Social Sciences (TISS). Так, например, в Университете Дели мы договорились о проведении серии воркшопов и семинаров для детального обсуждения общих тем в перспективе сравнительных исследований молодежных культур, стилей жизни и гендерных вопросов в Индии и России, развития методологии качественных исследований и этнографии молодежной жизни в городах и селах двух стран. Параллельно мы договорились об участии коллег в юбилейной конференции Центра молодежных исследований (ЦМИ), которому исполнится 15 лет осенью этого года.
С Университетом TISS в Мумбае мы предварительно договорились о плотном взаимодействии по проведению совместного семинара для определения тем и направлений совместных исследований и разработок в сфере молодежной политики и молодежных сервисов, включая молодежное предпринимательство. Ярким впечатлением от общения с коллегами из этого университета и университетской жизни стало их практико-ориентированная политика по раннему вовлечению студентов в работу негосударственных и некоммерческих организаций, социальную работу с группами, находящимися в трудных жизненных обстоятельствах, в частности с женщинами, освободившимися из мест заключения.
Мне удалось представить результаты исследований нашего центра на лекции «Молодежь и миграция: теоретическая и эмпирическая перспективы» для студентов, аспирантов и преподавателей в Университете Дехрадуна UPES (School of Liberal Studies). В ходе лекции и последующей дискуссии горячо обсуждались общие и различающиеся проблемы внутристрановых и международных потоков миграции молодежи Индии и России, особенности образовательной и трудовой миграции, вопросы адаптации иногородних студентов в принимающих регионах и странах.
— По качеству набора, уровню интеграции в международные исследовательские сети и квалификации ППС и научных сотрудников вузы Индии делятся на лиги. В рамках февральской поездки нашей команде посчастливилось наладить взаимодействие с университетами высшего дивизиона. От Дехрадуна до Мумбая мы встречали прекрасно спроектированные кампусы с современным оборудованием и удобными пространствами для студентов и преподавателей. Мы видели неподдельный интерес студентов к нашим образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Стоит отметить высокий уровень теоретической и методологической подготовки ребят в области социальных наук. В рамках мастер-классов по использованию Shiny и Plotly для нужд социальных исследований я был приятно удивлен тем фактом, что у большинства студентов уже на уровне бакалавриата есть обширный опыт работы на языках программирования, таких как R и Python.
В контексте общения с преподавателями и научными сотрудниками посещенных университетов нам удалось выделить магистральные направления исследований, которые могут стать фокусом совместных проектов и других форматов научной кооперации. Для меня в приоритете тематика оценки политических курсов в области здравоохранения и экологии и исследования городских сообществ.
Планируется реализация совместной программы двойного диплома между ОП «Современный социальный анализ», ОП «Анализ данных для государства и общества» и магистерской программой по социологии Технологического университета Бомбея.
В Университете Беннетта ОП «Политология и мировая политика» (ПиМП) и ОП «Сравнительная политика Евразии» планируют коллективное сотрудничество с магистерской программой по политологии, которая должна открыться летом этого года. В UPES (Дехрадун) будет реализован двойной диплом между ПиМП и Школой искусств, предполагающий выделение специального трека, в рамках которого студенты из UPES и Вышки смогут проходить стажировки в НКО и волонтерских организациях в России и Индии соответственно. Такой формат может представлять интерес и для ОП «Сравнительная политика Евразии». В более краткосрочных планах стоит создание композитных блоков дисциплин от программ по политологии и социологии для студентов, планирующих посетить питерскую Вышку в мае и в рамках ближайшего осеннего семестра.
От магистерской программы «Анализ данных для государства и общества» (АДГО) будут предложены дисциплины, нацеленные на развитие навыков работы с большими данными для социальных исследований, в частности курс по текст-майнингу, анализу и экстракции данных социальных сетей, агентному моделированию и спецкурс по созданию интерактивных графиков и работе с геоданными.
— Поездка помогла по-новому взглянуть на индийскую систему высшего образования и познакомиться поближе с деятельностью наиболее успешных университетов, где реализуются курсы major по социальным наукам.
Основной целью поездки для меня был поиск потенциальных партнеров для магистерской программы «Сравнительная политика Евразии». В новом учебном году меняется концепция нашей программы: мы планируем готовить экспертов в области ESG-консалтинга и со знанием специфики политических, социальных и экономических процессов в странах евразийского пространства. Для индийских университетов ESG-повестка является одним из ключевых направлений исследований. Именно поэтому нам кажется интересным опыт коллег в вопросах подготовки специалистов в данной области, а также реализации тематических практических проектов для студентов.
Со стороны Школы бизнеса UPES мы встретили заинтересованность в реализации совместных прикладных студенческих проектов, направленных на анализ кейсов и разработку программ устойчивого развития. Другим важным результатом стало начало обсуждения с Университетом Беннетта возможности открытия программы двойного диплома для студентов нашей программы «Сравнительная политика Евразии» и новой магистерской программы Университета Беннетта по международным отношениям.
— Индийские коллеги, как всегда, радушны, оказали нам теплый прием.
Во время поездки коллеги из Школы социальных наук нашли для себя много возможностей для совместных исследований, познакомились с коллегами из других университетов, поняли, какие проблемы волнуют научное сообщество Индии. У нашего университета есть экспертиза в определенных темах, которая может быть интересна индийским коллегам. У них, в свою очередь, есть наработанный опыт в областях, набирающих популярность в нашей стране. Мы надеемся, что все обозначенные договоренности по сотрудничеству будут достигнуты и получат развитие.
Для студентов Школы социальных наук откроется много новых возможностей: академическая мобильность, экспедиции и полевые исследования, стажировки в индийских НКО и совместные проекты со студентами вузов Индии. Мы, в свою очередь, также готовим для студентов наших вузов-партнеров из Индии много интересных проектов. Одним из них станет «Студенческая неделя НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург» — серия учебных туров от наших школ для бакалавров и магистрантов лучших университетов Индии.