• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа Лаборатории ТРПЭ: итоги и планы на будущее

Завершилась первая летняя школа Лаборатории теории рынков и пространственной экономики (ТРПЭ) Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ «Несовершенные рынки, новая экономическая география и пространственная экономика». Ее итоги подводит заведующий лабораторией Владимир Матвеенко.

Владимир Матвеенко
Владимир Матвеенко
— Владимир Дмитриевич, расскажите об участниках школы? Как отбирались заявки на нее?

— Наша лаборатория проводила открытый конкурс на участие в летней школе, который широко объявлялся на порталах Высшей школы экономики. При этом основой конкурса были не просто анкетные данные, как это иногда бывает в подобных программах, — мы требовали либо представить результаты уже проведенных исследований, либо показать свое умение решать задачи по микроэкономике. Конкурс прошли практически все, кто обладал необходимым минимумом знаний по экономике и нужной мотивацией. Очень приятно, что, в основном, это аспиранты и молодые исследователи из российских вузов. В то же время — и это стало для нас неожиданным — большой интерес к нашей летней школе проявили и маститые экономисты, в том числе заведующие кафедрами, профессора.

«География» слушателей школы охватывает территорию от Санкт-Петербурга до Астрахани и от Белгорода до Хабаровска. Сама школа проводилась в Нижнем Новгороде, и, наверное, с этим связано то, что особенно много заявок на участие поступило из Нижегородского кампуса ВШЭ и из вузов приволжских городов. Участвовали в школе и преподаватели кафедры экономической теории Санкт-Петербургского кампуса Вышки, в том числе заместитель заведующего кафедрой Владимир Пырлик и старший преподаватель Яков Куга.

— Как была организована работа школы?

— Это был очень сложный механизм, но он сработал четко. Дело в том, что параллельно с нашей школой в соседних аудиториях проводилась третья школа Российской экономической школы (РЭШ) по проекту ReSET HESP «Роль географии в экономике: теория и эмпирика». Поэтому обе школы могли использовать известные эффекты синергии и взаимных экстерналий. Слушатели нашей школы получили уникальную возможность не просто учиться и общаться с преподавателями, но сразу попасть в насыщенную среду увлеченных людей, которые участвуют в похожей программе уже третий год.

С другой стороны, участникам «хесповской» программы (а это вузовские преподаватели из стран СНГ), наверное, было приятно встретить команду «новичков» — заинтересованных слушателей, которым «старички» могли непосредственно передавать свои знания. В общем, способы обучения малыми группами и методом погружения становились полной реальностью и показывали свою эффективность, когда слушатели двух школ постоянно, почти круглосуточно, общались.

— Какие занятия проводились на школе? Какие лекции читались?

— Программа школы включала лекции известных исследователей из университетов США, ВШЭ, РЭШ, Киевской школы экономики, подробные обсуждения результатов исследований, проводимых лабораторией ТРПЭ. Кроме того, мы организовали встречу с практиком, архитектором Александром Ложкиным, а также экскурсию по Нижегородской области, которая была интересна не только с профессиональной экономико-географической точки зрения. Часть времени отводилась на заслушивание и обсуждение докладов участников школы, которые делались как по самостоятельно проведенным исследованиям (если такие уже состоялись), так и по изученным заранее статьям, составляющим основу теории.

— В чем, на ваш взгляд, заключается практический, «прикладной» эффект от проведения в школе? Что нового могли узнать для себя ее участники?

— Значительная часть материала, изучавшегося в летней школе, основана на современной методологии исследований, которая сейчас широко применяется в микроэкономике, теории рынков, пространственной экономике, теории экономического роста и некоторых других областях. Был широко представлен как теоретический материал, так и приложения. Мы надеемся, что занятий на школе вполне достаточно, чтобы наши слушатели смогли теперь самостоятельно использовать эти методы в собственных исследованиях, в том числе тех, которые могут быть посвящены актуальным задачам, касающимся российских регионов. Занимаясь самостоятельными исследованиями, наши слушатели будут передавать эти методы и своим студентам.

Ну и, конечно, мы заинтересованы в расширении исследовательской сети нашей лаборатории — как за счет зрелых исследователей, которым близка наша тематика, так и за счет расширения каналов, по которым к нам могут прийти заинтересованные молодые люди. Лаборатории ТРПЭ нужны, в частности, те, кто хотел бы поступить в аспирантуру НИУ ВШЭ и при этом проходить аспирантуру в Санкт-Петербурге в нашей лаборатории.

— Есть ли уже планы проведения лабораторией новых школ?

— Да, мы планируем школы и для преподавателей, и для студентов магистратуры и бакалавриата. Сейчас возможные варианты обсуждаются, и некоторая ясность по тематике, составу преподавателей и срокам следующей школы, по-видимому, появится после международной научной конференции “Industrial organization and spatial economics”, которую мы проводим в Санкт-Петербурге в октябре. Так что следите за объявлениями на сайте Лаборатории ТРПЭ.

 

Юрий Мартемьянов, специально для Новостной службы портала ВШЭ