• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О доступности высшего образования в международном контексте

19 апреля в ВШЭ состоялся семинар «Equity in Higher Education: International Context». Его участники обсуждали проблему доступа к высшему образованию в разных странах. Об этом рассказывает младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ Илья Прахов.

— Илья Аркадьевич, семинар проходил в несколько непривычном режиме — целый день с участием нескольких докладчиков, среди которых были приглашенные профессора из Великобритании и Бразилии. С чем был связан такой формат?

— В ВШЭ реализуется несколько проектов по экономике и социологии высшего образования. Мы решили сделать следующий шаг — начать международное сотрудничество и подготовить совместные проекты с коллегами из других стран.

Первая часть семинара была посвящена докладам по заявленной проблеме доступа к высшему образованию. Сначала выступили наши зарубежные коллеги, профессор университета Unicamp (Бразилия) Ренато Педроса и профессор университета Бирмингема (Великобритания) Питер Дэвис, затем — заведующий Лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров. После этого я рассказал о результатах нашего совместного исследования с руководителем Лаборатории институционального анализа Марией Юдкевич.

Во второй половине дня прошла презентация исследовательских центров, которые представляли участники семинара. Это было важно, поскольку подобные презентации дали возможность понять, какие еще проекты реализуются в данных исследовательских центрах, а также наметить темы для будущего сотрудничества.

— Ваш доклад на семинаре назывался «University Admission in Russia: Do the Wealthier Benefit from Standardized Exam?» Охарактеризуйте вкратце, в чем заключалось ваше исследование.

— Исследование посвящено проблеме доступности высшего образования в связи с введением ЕГЭ. Одна из задач, которую должен был решить единый экзамен, — обеспечение доступности образования: все школьники стали сдавать экзамены по единым требованиям. В связи с этим мы исследовали, повлиял ли ЕГЭ на доступность высшего образования, в частности какое влияние оказывает материальное положение семьи на результаты ЕГЭ и выбор вуза. Исследование основывалось на данных, полученных в ходе опроса абитуриентов и их родителей из 16 крупных городов России.

Согласно нашим выводам, проблема доступности высшего образования сохраняется: чем выше уровень дохода семьи — тем более высокие баллы получают старшеклассники на ЕГЭ. У школьников из более обеспеченных семей больше возможностей для подготовки — посещение подготовительных курсов и дополнительных занятий.

Причем даже если школьники из бедных и богатых семей будут тратить одинаковые суммы на подготовительные курсы, то прирост баллов у последних будет значительно больше. Оказывается, что эффективность дополнительных занятий выше для детей из обеспеченных семей. Возможно, это связано с более высоким уровнем социального капитала родителей, которые делают более эффективный выбор стратегий подготовки к поступлению в вуз.

Еще один вопрос, который мы исследовали, — то, как абитуриенты с одинаковыми баллами ЕГЭ ими распоряжаются — в какие вузы поступают. Оказалось, что абитуриенты из обеспеченных семей чаще поступают в вузы с более высокими требованиями. Скорее всего, это связано с тем, что школьники из малообеспеченных семей страхуются — боятся не поступить в вузы с высоким конкурсом и выбирают более слабые учебные заведения, где ниже конкуренция.

— То есть проблему доступности ЕГЭ до конца не решил. А что может ее решить?

— Сейчас у абитуриентов из богатых семей больше ресурсов для того, чтобы улучшить свои результаты ЕГЭ и поступить в наиболее предпочтительный вуз. Один из механизмов решения проблемы — улучшить качество школьной подготовки, поскольку по-прежнему большинство абитуриентов считают, что школьных знаний не достаточно для успешной сдачи ЕГЭ. Именно поэтому они выбирают подготовительные курсы и занятия с репетитором, которые являются небесплатными. И здесь важную роль играет уровень дохода семьи, определяющий подобный выбор.

— А как обстоит ситуация с доступностью образования в других странах? О чем рассказывали ваши коллеги из Бразилии и Великобритании?

— В Бразилии ситуация с доступом к высшему образованию, как и сама система высшего образования, очень похожа на российскую. Об этом в своем докладе рассказал профессор Ренато Педроса. В Бразилии сейчас вводится национальный экзамен, аналог ЕГЭ, и предполагается, что в скором времени все вузы будут принимать его результаты. В стране есть как государственные, так и частные вузы. Причем в госвузах — обучение бесплатное, и считается, что уровень подготовки там выше, чем в частных. Студенты заинтересованы в поступлении в госвузы, там также развиты различные подготовительные программы, и довольно остро стоит проблема доступности высшего образования для тех, кто не может себе позволить дополнительную подготовку.

Другая ситуация в Великобритании. Там образование полностью платное, и там проблема доступности высвечивается в несколько ином контексте. Профессор Питер Дэвис выступил с докладом о том, что влияет на выбор вуза. Один из выводов его исследования касается влияния социально-экономических факторов на выбор абитуриентов: чем богаче и образованнее родители, тем больше вероятность того, что абитуриент поступит в более престижный вуз. Также он говорил о проблеме доступности высшего образования в контексте географии и привел в пример два региона, в одном из которых есть престижный вуз, а в другом — нет. Оказалось, что вероятность того, что молодые люди решат получить высшее образование, в первом случае заметно больше.
Подобная проблема — географической доступности — есть, кстати, и в России. Даже если абитуриент из региона набирает достаточно баллов, чтобы поступить в московский вуз, он не всегда решается на это — ему может не хватить средств для проживания, питания, покупки учебников, и он предпочтет остаться в своем регионе.

— Есть ли какие-то договоренности по итогам семинара? Каковы планы дальнейшего сотрудничества?

— Сейчас мы готовим план совместного исследования доступности высшего образования в международном контексте. Будем смотреть, как устроены институты высшего образования в нашей стране и за рубежом: как особенности образовательной системы влияют на степень доступности высшего образования, и если степень доступности ограничивается, то каким образом данную проблему можно решить. Мы планируем продолжать исследование совместно с коллегами, выступавшими на семинаре, и надеемся, что к нашей работе подключатся и другие исследователи университетов Бирмингема и Unicamp.

 

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ