• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как выпускник Вышки преподает в Индонезии китайский язык и помогает развиваться местному вузу

Как выпускник Вышки преподает в Индонезии китайский язык и помогает развиваться местному вузу

© Фото из личного архива Владимира Кириченко

После окончания магистерской программы «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» Владимир Кириченко отправился в Индонезию. Там, в London School of Public Relations в Джакарте, он учится, преподает, занимается исследованиями, а еще работает в международном офисе. О своем индонезийском опыте и перспективах развития российско-индонезийских связей в образовании он рассказал порталу Вышки.

О пути в Индонезию

Я получил филологическое образование в Луганске, моей специализацией там были английский и китайский языки. Но больше меня привлекал именно китайский — я два раза уезжал в китайские вузы, проучившись там в общей сложности полтора года. Так как мой вуз был педагогическим, я изучал много предметов (например, методики преподавания, педагогику, психологию, культуру общения, деловое общение), так или иначе связанных с коммуникацией между людьми. А вот экономикой, политикой, международными отношениями я тогда не занимался, но чувствовал, что эта область знаний мне тоже необходима, и стал искать магистратуру, в которой мог бы получить такую подготовку. Так я, собрав портфолио и пройдя собеседование, и оказался в магистратуре Высшей школы экономики.

В Вышке мои исследования фокусировались на высшем образовании в Китае, его развитии и интернационализации. Высшее образование как поле исследования заинтересовало меня, потому что, с одной стороны, оно по касательной затрагивает политику и экономику, с другой — тесно связано с культурой, а эта тема мне очень близка. Благодаря магистерской диссертации, научным руководителем которой был Алексей Маслов, я получил несколько предложений о дальнейшей карьере, в том числе и из London School of Public Relations (LSPR) в Джакарте.

Мое обучение на программе «International Communication for Business and Development» в LSPR как бы замыкает круг моих исследовательских интересов, ведь высшее образование играет как никогда большую роль в коммуникациях стран друг с другом. Также здесь я расширяю свою область знаний о методологии и методах исследований, это очень интересно.

Насколько я понимаю, я первооткрыватель: до меня никто из Вышки не приезжал в качестве полноценного студента получать степень в Индонезию.

© Фото из личного архива Владимира Кириченко

Об адаптации к местной специфике

Поначалу у меня в Джакарте был культурный шок. В Китае у меня уже давно нет языкового барьера и культурных противоречий, а тут люди на улицах, таксисты не говорят на знакомом тебе языке. Ты не понимаешь и тебя не понимают.

Несмотря на то, что это в основном мусульманская страна, люди более чем открыты, раскрепощены, но все-таки не стоит забывать, что это Азия. Не все знают и понимают, как работать с иностранцами, потому что их тут не так уж много, но все решаемо.

Самое сложное в работе с местными — это их медлительность и неоднозначный ответ типа «maybe», что значит «нет». Поэтому нужно быть бдительным и не ожидать мгновенных ответов на просьбы и т.п. Еще нужно быть очень осторожным в высказываниях, так как все любят обсуждать всех и всё, а иностранец — это такой повод для разговоров!

Но если вы задаетесь вопросом: «Ехать в Индонезию или нет?», — мой совет: конечно, ехать! Как понять, хочешь ты здесь быть или нет, не побывав здесь? А для востоковеда тем более важно понять ситуацию изнутри. Приезд в Индонезию помог мне отвлечься от Китая и лучше узнать азиатский регион.

О работе

Условия моей работы и учебы были оговорены изначально, когда я проходил первое собеседование. Так как большинство индонезийских вузов частные, то стипендии здесь в принципе не распространены, зато, работая в LSPR, образование я могу получать бесплатно. Кроме того, это очень хорошая возможность изучить разные стороны жизни в Индонезии — менталитет, бизнес-культуру, быт и прочее.

Непосредственно учебе в аудиториях отводится не так уж и много времени: она проходит по субботам с утра до вечера, это так называемый executive class. А в будни у меня полная занятость. Я работаю на должности заместителя декана по работе с международными студентами, а также с теми, обучение у которых проходит на английском языке. Вдобавок я еще сам преподаю китайский язык и культуру, английский язык, а также ассистирую другим преподавателям.

C этого года я также стал участником проекта по развитию нового кампуса LSPR. Я, среди прочего, налаживаю контакты с международными компаниями как потенциальными партнерами. Кампус изначально задумывался как международная площадка, где другие университеты, включая НИУ ВШЭ, могут открывать свои программы для всех желающих, а не только студентов LSPR. Кроме того, планируется сотрудничество кампуса с международными компаниями, например, Panasonic, Toyota. Такое сотрудничество позволит сделать кампус высокотехнологичным, а также предоставлять квалификационные курсы для сотрудников компаний и стажировки для студентов. Это будет не просто здание, а целый студенческий городок с жильем, торговыми центрами, парками и прочим.

Об учебе и исследованиях

В своей дипломной работе я продолжаю раскрывать тему образования в Китае в свете его политики Нового шелкового пути. Кроме того, находясь здесь, я могу посмотреть и сам проанализировать, за что же критикуется азиатское образование, почему его часто называют некачественным (конечно, если речь не о Сингапуре, Гонконге и некоторых других странах).

Так как это моя вторая магистерская степень (после обучения в НИУ ВШЭ), ни с чем совсем глобально новым я не сталкиваюсь. Если говорить о программе в целом, то обучение ведется полностью на английском языке профессорами, многие из которых получили PhD за рубежом. Здесь все свободны выражать свое мнение, вести дискуссии, что в общем-то редкость для Азии. Так что, как говорили нам преподаватели Вышки, очень важно задавать вопросы.

В дополнение к основным курсам я взял курс «Challenges to Maritime Sustainable Development», где мне удалось изучить основные морские законы, пиратские практики в Индийском океане, проблемы на море в целом, почему они нерешаемы и какова вообще их цена. Этот курс очень интересен, хотя и не связан с моей основной специальностью. Он читается профессорами из Университета Ковентри (Великобритания), поэтому требования более-менее похожи на те, что есть в НИУ ВШЭ. Также по окончанию этого курса, после написания научной статьи, обещают выдать дополнительный сертификат.

© Фото из личного архива Владимира Кириченко

О связях с Россией

С одной стороны, российское присутствие здесь мало ощущается, хотя есть бесплатные центры по изучению русского языка и культуры. Местные студенты мало знают даже про Китай, несмотря на его активное присутствие в регионе и тот факт, что китайский язык изучается чуть ли не с начальной школы. С другой стороны, Джакарта такой город, который принимает все предложения, а местные университеты начинают уделять больше внимания интернационализации.

По моему мнению, внедрить здесь Russian Studies очень даже реально. Я знаю, что Вышка считает Индонезию одним из приоритетных регионов для сотрудничества. Так что, возможно, как раз НИУ ВШЭ станет тем двигателем, который запустит этот процесс. Я, со своей стороны, готов стать его участником. А так как я связан с высшим образованием не только по месту работы, но и в исследовательском плане, то для меня это было бы вдвойне интересно. Во всяком случае сейчас я знаю, что хочу дальше двигаться и развиваться в этой области и буду прикладывать максимум усилий, чтобы достичь результатов.