• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большинство учителей не считают, что их материальное положение улучшилось

8 апреля на семинаре Института образования ВШЭ в очередной раз обсуждалась тема учительских зарплат. Несмотря на то, что зарплаты действительно выросли, произошло это в значительной степени благодаря увеличению нагрузки учителей, считает директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.

Сегодня в большинстве субъектов федерации средняя зарплата учителей достигла средних показателей по экономике региона, а в некоторых даже превысила их, как того требовали условия проекта модернизации региональных систем образования 2011-2013 годов и майский указ президента (2012 год). Исследование, проведенное группой ученых во главе с Татьяной Клячко, показывает, как изменение материального положения учителей оценивается самими учителями, директорами школ и родителями учеников.

Исследование проводилось в трех областях — Воронежской, Ивановской и Свердловской. Именно эти субъекты федерации были выбраны, чтобы сравнить ситуацию в регионе-доноре (Свердловская область), регионе-«середнячке» (Воронежская область) и дотационном регионе (Ивановская область). Проводились интервью с директорами, анкетирование учителей и родителей школ разного уровня — лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением различных предметов и обычных, общеобразовательных.

Стимулирующие надбавки должны поощрить тех, кто работает более эффективно. Пока этой цели достичь не удается. Доля стимулирующей части в зарплате большинства учителей не превышает 20 процентов, причем большинство опрошенных считает, что распределяют стимулирующие надбавки несправедливо

Клячко Татьяна Львовна
Директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы

Как выяснилось, лишь немногие учителя ощущают существенное изменение своего материального положения к лучшему, зато большинство отмечает рост нагрузки. Так, по данным опроса, около 7 процентов педагогов в Свердловской области говорят, что за последний год их материальное положение улучшилось значительно, а в Воронежской и Ивановской областях эта доля еще ниже — примерно 3 процента. Незначительное улучшение материального положения отмечают около 30 процентов учителей в Свердловской области и несколько меньшая доля — в Воронежской и Ивановской областях, да и то за счет нагрузки. В целом уровень учительских зарплат таков, что от 20 до 40 процентов опрошенных вынуждены постоянно подрабатывать.

Новые системы оплаты труда, на которые регионы начали переходить еще в 2000-е годы, предполагают, что зарплата учителя состоит из двух частей — базовой и стимулирующей. Стимулирующие надбавки должны поощрить тех, кто работает более эффективно. Пока этой цели достичь не удается. Доля стимулирующей части в зарплате большинства учителей не превышает 20 процентов, причем большинство опрошенных считает, что распределяют стимулирующие надбавки несправедливо. В результате стимулирующая часть не выполняет свои функции.

Впрочем, родители учеников оценивают материальное положение учителей довольно высоко. Если в начале 2000-х большинство из них считало учителей бедными, то сейчас родители склонны относить их к среднему классу.

Татьяна Клячко также отметила, что даже в самых благополучных регионах расходы на выплату зарплаты составляют львиную долю бюджета школы. Так, по данным исследований в Москве, размер подушевого норматива, который дается школе на обучение каждого ребенка, составляет от 80 до 120 с лишним тысяч рублей в год. Соотношение числа учеников и учителей составляет 14,5 к 1 — больше, чем где-либо в России. Тем не менее доля расходов на зарплату только педагогических работников в бюджете крупной столичной школы — 60 процентов. На закупку оборудования и прочие учебные расходы остается ничтожная доля, что в будущем не может не сказаться на качестве образования. Получается, ресурсы школ в значительной степени уходят на зарплату, а улучшения своего материального положения основная масса учителей фактически не ощущает.

Дискуссантами на семинаре были исследователи Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ — заведующая лабораторией Светлана Попова, ведущий научный сотрудник Сергей Заир-Бек и старший научный сотрудник Наталья Родина. Они отметили, что, по данным их собственных исследований, на восприятии учителями своих доходов сказываются разные факторы. Среди них — особенности модели оплаты труда, принятые в каждом регионе, соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда, а также то, за что учителей стимулируют в конкретной школе. От последнего фактора зависит и соотношение типов нагрузки. В некоторых школах может преобладать учебная нагрузка, а в некоторых — внеурочная, что, безусловно, дает разный результат «на выходе».

Заведующая кафедрой институциональной экономики Санкт-петербургского кампуса ВШЭ Наталья Заиченко отметила, что различия в принципах оплаты труда учителей в регионах России очень велики. Так, в Санкт-Петербурге доля стимулирующей части в зарплате больше 20 процентов, а в Воронежской, Ивановской и Свердловской областях сами зарплаты за последнее время увеличились более заметно. Тем не менее тот факт, что большинство учителей во многих российских регионах не считают, что их положение улучшилось, стоит учитывать.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ