• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Высший пилотаж» в регионах: «Конкурс может стать системообразующим элементом программы развития школы»

«Высший пилотаж» в регионах: «Конкурс может стать системообразующим элементом программы развития школы»

© Высшая школа экономики

С 21 ноября по 21 января 2023/24 учебного года в 34 городах России проходят региональные конкурсы исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж». Помимо возможности участия в заключительном этапе конкурса, который состоится в НИУ ВШЭ в апреле 2024 года, их победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Вышку. Рассказываем, как проходят региональные конкурсы в Московской, Пензенской и Новосибирской областях, чем они полезны для детей, педагогов и образовательных организаций.

Чтобы пройти отбор на конкурс «Высший пилотаж», можно воспользоваться дистанционным или региональным треком. Дистанционный трек — заочный: школьник направляет работу на проверку, по итогам которой его могут пригласить на защиту в Вышку. Региональный трек — очный: чтобы пройти на заключительный этап, нужно проявить себя на одном из 34 региональных конкурсов, которые организуют 50 базовых школ НИУ ВШЭ. Из 25 направлений каждый регион выбирает любое количество на свое усмотрение.

В прошлом учебном году в конкурсе «Высший пилотаж» приняли участие 5 тыс. школьников, в том числе 1,9 тыс. — в региональном треке, причем с 2020/21 учебного года этот показатель вырос вдвое. Победители региональных конкурсов получают 3 балла за индивидуальные достижения при поступлении в НИУ ВШЭ, призеры — 2 балла.

Электросталь

В Московской области организатором регионального конкурса «Высший пилотаж» является гимназия №21 города Электростали (базовая школа НИУ ВШЭ) — впервые он был проведен здесь в прошлом учебном году. В целом же гимназия сотрудничает с Вышкой давно при участии своего выпускника, ныне старшего преподавателя факультета социальных наук НИУ ВШЭ Максима Маркина.

Второй площадкой конкурса стала школа №6 города Мытищи — вместе с гимназией они распределили между собой 10 направлений, провели рекламную кампанию. Учителя стали рассказывать о конкурсе своим коллегам из других школ области, обращая особое внимание на то, что хороший результат ученика на «Высшем пилотаже» дает школе дополнительные баллы в региональном рейтинге.

Людмила Мартыненко

«“Высший пилотаж” — статусный конкурс, интересный, красивый, он дает детям возможность продвижения к будущей профессии и получения высшего образования, опыт самоопределения и самопрезентации, может стать стартом для участия в других конкурсах», — отмечает замдиректора гимназии №21 Людмила Мартыненко.

В роли экспертов на региональном конкурсе выступают представители Института физики твердого тела им. Ю.А. Осипьяна в Черноголовке, преподаватели нескольких вузов (например, в прошлом году в комиссию вошел замдекана филфака Госуниверситета просвещения), представители Машиностроительного завода «Росатома», известные в области предприниматели, лучшие учителя.

По оценке Людмилы Мартыненко, проведение конкурса не вызывает в гимназии особых сложностей — подобные мероприятия, когда нужно принять детей из разных городов, здесь привычны. Участникам, приславшим недостаточно качественные проекты или исследования, дают рекомендации по их доработке, ведь конкурс призван не только выявить лучших, но и развить навыки проектной и исследовательской деятельности.

В прошлом учебном году 10 дипломантов конкурса «Высший пилотаж» Московской области стали дипломантами заключительного этапа. В их числе ученики гимназии №21: по направлению «Предпринимательство» было разработано приложение для туристических маршрутов, а по направлению «Лингвистика» проведен анализ комиксов с точки зрения фонетики.

Людмила Мартыненко считает, что детальное знакомство с «Высшим пилотажем» помогает гимназии обучать детей проектной деятельности — технологию его проведения и методические материалы можно использовать в учебном процессе. Представители гимназии познакомились со студентами — менторами конкурса, их работы стали наглядными пособиями. А дети, общаясь с менторами, «видят интеллигентных, коммуникабельных, умных и приятных студентов, а это важный воспитательный момент».

В этом учебном году число площадок конкурса возрастет — добавятся школы из Одинцово, Химок, Долгопрудного (Физтех-лицей им. П.Л. Капицы) и других городов.

Пенза

В Пензенской области региональный конкурс «Высший пилотаж» организует Лицей современных технологий управления №2 города Пензы (базовая школа НИУ ВШЭ), вторая площадка — в Финансово-экономическом лицее №29. В прошлом учебном году в конкурсе приняли участие 289 человек — максимальный показатель среди всех регионов.

Алла Степанова

В лицее о возможности проведения регионального конкурса узнали еще в 2018 году — интерес проявили не только администрация и педагоги, но и совет лицеистов: на круглом столе, обсуждая перечень мероприятий на следующий год, ученики предложили организовать «Высший пилотаж». Вскоре такое же предложение поступило из Вышки. «Я позвала ребят, и буквально за полтора часа мы собрали все необходимые материалы, отправили заявку», — вспоминает замдиректора лицея Алла Степанова.

По ее мнению, в числе преимуществ «Высшего пилотажа» — открытость (критерии оценки заранее известны, и это помогает подготовить работу), возможность консультироваться с менторами и преподавателями Вышки. Задача конкурса не только в том, чтобы оценить ребенка, но и в том, чтобы повысить его мотивацию двигаться дальше.

«В Пензенской области сильные школы и вузы, но, честно скажу, уровень мастерства, которым владеет Вышка в рамках проектной и исследовательской деятельности, неоспорим. С учетом ее опыта мы выстраиваем научно-методическую работу в лицее. Учителя должны сопровождать детей при подготовке проектов и исследований, правильно их оценивать — этому они учатся не только на курсах в Вышке, но и благодаря “Высшему пилотажу”», — добавляет замдиректора.

В этом учебном году конкурс в Пензе пройдет по 17 направлениям. В роли экспертов выступят не только учителя школ, преподаватели вузов и Института регионального развития Пензенской области, но и представители индустриальных партнеров — Издательско-полиграфического комплекса «Пензенская правда», Госархива Пензенской области, АО «Пензтяжпромарматура». Эти предприятия имеют опыт сотрудничества со школами, и экспертам небезразличны детские проекты.

В прошлом году дипломантами заключительного этапа стали 11 победителей и призеров конкурса «Высший пилотаж — Пенза» — также максимальный показатель. Успешные проекты и исследования были и в предыдущие годы. Например, один школьник создал прибор для обучения чтению детей с ослабленным зрением, а команда ребят разработала умный стол, который может подогреть кофе, зарядить телефон и т.д. Ежегодно есть примеры, когда дипломанты становятся студентами НИУ ВШЭ.

«В проектной деятельности нужно уметь поставить цель, оценить и распланировать ресурсы, провести анализ и добиться практических результатов — рефераты здесь не проходят. А потом еще презентовать свою работу за короткое время. Те, кто успешно выступил на “Высшем пилотаже”, обязательно станут высококонкурентными выпускниками и прекрасными работниками», — заключает Алла Степанова.

Новосибирск

В Новосибирской области региональный конкурс «Высший пилотаж» с 2019 года организует Лицей ИНТЕГРАЛ (базовая школа НИУ ВШЭ), расположенный в новосибирском Академгородке. Директор лицея Анна Леонтьева считает его лучшим конкурсом проектов для школьников, его создателей — истинными профессионалами, а историю его проведения в регионе называет «фигурами высшего пилотажа».

В 2018/19 учебном году в региональном конкурсе участвовали 12 человек по 6 направлениям, и постепенно эти показатели росли. В 2022/23 учебном году было представлено 17 направлений, участвовали 189 человек из 44 школ. Дипломантами на региональном конкурсе стали 55 человек, на заключительном этапе — 9. В этом учебном году добавится еще одно направление — «Философия». Информационную поддержку конкурсу оказывают городской департамент и региональное министерство образования.

Анна Леонтьева

Экспертами конкурса являются доценты и профессора вузов не только Новосибирска и Томска, но и Москвы, Сургута и других городов, а также ученые из институтов Сибирского отделения РАН. В их числе Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера, Институт математики им. С.Л. Соболева, Институт катализа им. Г.К. Борескова и другие. «Мы не получили ни одного отказа на наше предложение провести заочную экспертизу или оценить качество выступления, а эти три института наряду с лицеем стали площадками для очной защиты работ», — говорит Анна Леонтьева.

Организуя конкурс, лицей взаимодействует и с Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Анна Леонтьева называет ее «центром управления полетами»: «Алгоритм взаимодействия четко регламентирован, наша ответственность усиливается систематической отчетностью и фиксацией полученных результатов. Из московской Вышки регулярно приезжают преподаватели, знакомят ребят с университетом, рассказывают о преимуществах обучения, и это способствует росту привлекательности “Высшего пилотажа”».

По мнению директора, участников конкурса привлекает состав экспертов, объективность оценки, возможность лично ознакомиться с методическими материалами на сайте НИУ ВШЭ, посмотреть работы победителей прошлых лет. Еще одно преимущество — методическая поддержка: школьникам помогают менторы-студенты, а члены жюри проводят многочасовые вебинары и консультации. Кроме того, систематически проводится обучение региональных организаторов.

«Все проекты в Лицее ИНТЕГРАЛ мы выполняем в логике “Высшего пилотажа”, циклограмму проектно-исследовательской работы выстраиваем в зависимости от “большого” конкурса. “Высший пилотаж” может стать системообразующим элементом программы развития школы, идеальным инструментом роста качества проектной и исследовательской работы школьников. Он способствует и росту профессионализма учителей», — говорит Анна Леонтьева.

Среди выпускников лицея есть студенты Вышки, которые в качестве менторов помогают нынешним ученикам в работе над проектами и исследованиями для «Высшего пилотажа».