«Город определяют истории, которые в нем создаются»: эксперт РБК провел лекцию об архитектурном развитии Петербурга
2 декабря в корпусе на канале Грибоедова состоялась лекция Романа Герасимова, журналиста и историка архитектуры. Мероприятие прошло в рамках Архитектурно-градостроительного форсайта РБК. Эксперт рассказал, с чего начинался Петербург, как за три столетия изменился облик города и что может становиться новыми точками притяжения для туристов и местных жителей.
Вместе с Романом Герасимовым, журналистом и членом Союза архитекторов, слушатели проследили за ключевыми изменениями в планировке города и его архитектуре. По словам эксперта, уникальность Петербурга в том, что он с самого начала строился по плану, в отличие от большинства европейских городов. Генеральный план Петербурга появился в 1717 году. Его автор, французский архитектор Жан-Батист Леблон, предложил сделать центром Васильевский остров, но впоследствии эта идея не воплотилась в жизнь.
За три столетия Петербург сменил множество стилей архитектуры. От скромного петровского барокко переходил к пышному елизаветинскому, от сдержанного классицизма — к торжественному ампиру, от праздничной эклектики — к модерну, от экспериментального конструктивизма — к сталинскому ампиру. «В Петербурге много зданий, аналогов которым нет во всем мире. Например, именно у нас можно найти лучшие образцы высокого барокко и конструктивизма», — комментирует эксперт. Среди значимых шедевров конструктивизма Роман Герасимов выделил канатный цех завода «Красный гвоздильщик» — именно в этом здании в новом году будут учиться студенты Питерской Вышки.
Шедевры европейской архитектуры часто становились образцами для тех, кто творил в Петербурге. «Создавая здание Двенадцати коллегий, Трезини явно вдохновлялся площадью Вогезов во Франции. Весь петербургский классицизм берет истоки в античности: арка Новой Голландии рифмуется с Триумфальной аркой Тита, Александрийский столп — с колонной Траяна. Все эти отсылки подчеркивали главное — высокий статус страны на международной арене и ее следование мировым традициям», — объясняет Роман Герасимов.
Историк архитектуры отметил, что с XIX века ансамбль становится одним из важнейших архитектурных принципов вперед ампира. Здание Главного штаба не спорит с Зимним дворцом, а Михайловский театр строится в единстве с Михайловским дворцом. «Тенденция сохраняется и по сей день, однако выдерживать ее в плотно застроенном городе становится все сложнее, — говорит Роман Герасимов. — Новым ансамблем Петербурга можно считать Лахта-центр, «Газпром арену» и мост Западного скоростного диаметра».
По мнению эксперта, предсказать дальнейшее архитектурное развитие города крайне сложно. У Петербурга нет единой идеи: это и Северная Венеция, и город Достоевского, и сцена великих рок-музыкантов. «Город определяют истории, которые в нем создаются, — убежден Роман Герасимов. — Сейчас Петербург, в основном, ограничивается центром — это исторический город с понятным набором штампов. Но ситуация немного меняется: все больший интерес туристов вызывают Новая Голландия, «Севкабель Порт», «Лахта-центр». Думаю, новой точкой притяжения могут стать академгородки и университеты — именно они создают общественную дискуссию».
Архитектурно-градостроительный форсайт РБК проходит в десятый раз. В этом году его главная тема — «Петербургский проект. Город нового времени с петербургской идентичностью». Проект объединит больше 100 студентов старших курсов, которые займутся исследованием Петербурга под руководством опытных наставников.