• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Революция — дело рук молодежи, если ей не давать другого дела

С началом волнений в Египте российские СМИ в качестве основных причин возмущения масс указывали стагнацию экономики, коррупцию, безработицу, экономическое неравенство, бедность. Авторы исследования, представленного 17 октября на семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований, убедительно показывают несостоятельность подобных объяснений.

С началом волнений в Египте российские СМИ в качестве основных причин возмущения масс указывали стагнацию экономики, коррупцию, безработицу, экономическое неравенство, бедность, авторы исследования, представленного 17 октября на семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований, убедительно показывают несостоятельность подобных объяснений.

Заведующий Лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации профессор Андрей Коротаев на очередном регулярном семинаре ЛССИ представил результаты совместной с сотрудником своей лаборатории Юлией Зинькиной исследовательской работы, в которой соавторы анализируют причины египетских событий на площади Тахрир.

Экономика при правительстве Хосни Мубарака (годы правления: 1980-2010) выросла за годы его пребывания у власти в 4,5 раза, опережая рост численности населения. Высокие темпы роста экономики в этот период были характерны для арабского мира в целом. Коррупция в Египте была ниже чем в России и не отличалась в худшую сторону от стран третьего мира. Показатели безработицы колебались на уровне 10-11%, цифры более высокие чем в России, но ситуация на рынке труда вполне сравнима с той, что в США и ЕС. Более того, после 2005 года уровень безработицы в Египте снизился до 9 %. Показатели экономического неравенства в Египте примерно такие же как во Франции и гораздо ниже чем в России. Бедность в Египте, как процент людей живущих на 1,25 доллара в день, находится на уровне 2% (как в Эстонии) и резко упала еще в 1990 годы. Если считать процент людей, живущих на 2 доллара в день, этот показатель такой же как в Казахстане и Турции, более бедных странах по сравнению с Россией и Эстонией, но все же не самых бедных в мире.

Динамика самых различных показателей позволяет указать на две тенденции, которые можно связать с началом египетской революции. Во-первых, именно в это время цены на продовольствие достигли своего очередного максимума. Отчасти это было связано с эмбарго на экспорт российской пшеницы, введенным Дмитрием Медведевым в связи с засухой и неурожаем в России. Но цены выросли не только на пшеницу, но и на растительное масло и другие товары первой необходимости. От этого, конечно, пострадали в первую очередь беднейшие слои населения, которые тратят основную часть своих средств на еду. Предыдущий пик продовольственных цен в апреле 2008 привел к крупным забастовкам в Египте и совпал с пиком протестных настроений в России (45% по данным Левада-центра).

Во-вторых, к началу 2010 года наступил пик численности молодежи в возрасте 22-24 лет. Смертность в Египте стабильно падала в 1970-1990 годы, а рождаемость стала падать гораздо позже, примерно с 1987 года. Молодежь, в значительной части уже высокообразованная, выходит на рынок труда, а на рынке нет столько рабочих мест. Это приводит к высокой степени социальной напряженности, при том, что в целом в Египте безработица относительна невысокая (совсем не такая, как, например, в Испании).

Дополнительным фактором египетской революции стал конфликт внутри элит, вызванный разногласиями между старой армейской элитой и новой экономической элитой, среди которой был и сын президента Гамаль Мубарак. Конфликт между ними возник из-за прав на собственность и о том, кто будет играть ведующую роль в экономике. Когда молодежь вышла на площадь, армия не стала действовать слишком жестко, что сделало возможным смену режима, выгодную армейской элите.

Еще одним важным обстоятельством революции стало распространение новых средств массовой информации и технологий, таких как Фейсбук. В самом деле, волны революций исторически совпадают с волнами распространения новых информационных технологий. Например, волна революций 1848 года в Европе («европейская весна») стала возможной благодаря широкому распространению ежедневных газет. Этот фактор способствовал мобилизации населения других стран. Подобным же образом в революциях XXI века народ мобилизуется через новые средства массовой информации, которые еще не вполне контролируются правительством.

Подготовил Эдуард Понарин