• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Питерская вышка - куда расти

С 18 по 19 октября в Центре подготовки руководителей НИУ ВШЭ (дача Кочубея, город Пушкин) состоялся выездной семинар, посвященный выработке стратегии развития кампуса и поиску ключевых компетенций кампуса, которые позволили бы ему выделиться среди прочих вузов, найти свою нишу и преуспеть в ней.

С 18 по 19 октября в Центре подготовки руководителей НИУ ВШЭ (дача Кочубея, город Пушкин) состоялся выездной семинар, посвященный выработке стратегии развития кампуса и поиску ключевых компетенций кампуса, которые позволили бы ему выделиться среди прочих вузов, найти свою нишу и преуспеть в ней.

Одна из особенностей Высшей школы экономики — это готовность публично обсуждать острые вопросы, в том числе и собственного развития, искать нестандартные решения, расходящиеся с традиционным взглядом на то, что такое вуз в нашей стране. Задача, поставленная перед участниками семинара директором кампуса Сергеем Кадочниковым, показалась присутствующим сверх амбициозной — выйти в «топовые вузы» как минимум Северной Европы, что, что по замечанию одного из участников встречи, означает «замах» на топ-500 мирового рейтинга.

Однако, когда собираются вместе умные люди, они что-нибудь толковое да придумают. Но перед тем как «медитировать» на тему: "Куда нам расти", преподаватели и сотрудники Вышки, принявшие участие в расширенном мозговом штурме, разделились на три группы и разошлись по залам дачи Кочубея с тем, чтобы определить основные траектории развития кампуса. Группы формировались по принципу школ - более крупных, чем факультеты, внутривузовских образований. Обсуждение внутри команд складывалось по-разному, оказалось, что прежде, чем найти гениальные идеи, предстояло найти общий язык. В академическом сообществе этому нередко препятствуют научные степени и должности, мешающие участникам семинара воспринимать друг друга на равных. Мозговой штурм длился более четырех официальных часов и еще несколько часов продолжался после ужина. 

На следующий день команды представляли результаты своей групповой работы. Первой выступала группа, которую условно можно назвать школой социально-гуманитарного знания, в нее вошли историки и социологи. Презентовал идеи своей команды заведующий Лаборатории сравнительных социальных исследований Эдуард Понарин. Свое выступление он начал топиком об институциональной близости образовательного процесса в Питерской Вышке и теми стандартами, к которым привыкли иностранные студенты у себя дома. Таким образом, Питерская Вышка для них могла бы стать «окном в Россию». Следующий слайд был посвящен бюрократии в НИУ ВШЭ и необходимости поиска устранения ее деструктивного влияния на работу вуза. «Бюрократия в Вышке не самая большая среди вузов города, однако она существует и забирает огромное количество времени и нервов профессорско-преподавательского состава», - посетовал социолог. Еще один слайд его презентации был посвящен необходимости открытия междисциплинарной площадки в вузе. «Открытый семинар» у факультета социологии, семинары лабораторий — все это есть, однако нет ничего, что объединило бы коллег. Это предложение вызвало критику профессора Даниила Александрова, напомнившего о загруженности и занятости преподавателей и ученых. В ответ Эдуард Понарин предложил более низкую периодичность, например, раз в месяц, настаивая на необходимости таких встреч.

Одной из важнейших задач социологи и историки расценили популяризацию науки через кампус посредством организации публичных лекций (по примеру сети книжных магазинов "Буквоед"), публикаций на специально созданном портале научно-популярных статей, выступлений в качестве экспертов в фондах и других организациях. Причем, по мнению представителей гуманитарной школы, язык текста — не единственный возможный язык, научная экспертиза вполне успешно может быть выраженной с помощью языка кино и фотографии, что уже реализуется Центром молодежных исследований.

Но самое важное послание социологов и историков заключалось в том, чтобы переориентровать кампус на общество, средний класс, а не только на государство, или олигархов. Монетизировать эти усилия можно различными способами, от предложения платных программ повышения квалификации до сбора средств под проекты, однако важно оставаться одним из ориентиров общества, вокруг которого оно могли бы объединиться для решения своих задач.

Комментируя выступление социологов и историков Сергей Кадочников выделил тезис «Петербург — окно в Россию», говоря о том, что кампус мог бы стать первым в России вузом, где значительная часть бюджета формируется за счет международных программ и это было бы значимым отличием от других питерских вузов, эксплуатирующих свою локацию весьма посредственным образом, просто указывая на историческое обрамление своих общежитий и корпусов.

Декан факультета менеджмента Кайсаров представлял идеи, разработанные группой сотрудников факультета менеджмента и экономики. Экономисты мыслили более конкретно, представляя свои идеи в виде таблиц и схем, и соотнося преимущества кампуса с целевыми аудиториями. Первый их тезис касался того, что все в Вышке знают, однако, из-за того, что считают это само собой разумеющемся, не видят в этом ключевого преимущества вуза. А ведь кампус узнаваем в Петербурге не только тем, что образовательные программы бакалавров и магистров пользуются уважением, преподавательский состав не вызывает нареканий, а студенты Вышки признаются работодателями как хорошие сотрудники. Все вместе приводит общественность к тому, что НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург дает честное образование. Словосочетание «честное образование» понравилось участникам семинара, и его много раз повторяли как во время дискуссии, так и во время частных обсуждений.

Общая стратегия по образовательным программам, которую предложили экономисты, должна ограничить количество бюджетных студентов, по крайней мере, не занижать проходные баллы, которые, кстати говоря, и так одни из самых высоких в городе. Питерская Вышка должна поднять цены на обучение, поскольку таким образом она сигнализирует о том, кого готовит: дорогих специалистов международного уровня.

Мобильность студентов, по мнению экономистов, нужно рассматривать шире, так как учеба в петербургском кампусе дает иностранным студентам возможность побывать и поучиться в Москве, Нижнем Новгороде, Перми. А для начала знакомства студентов с Россией предпочтительнее Санкт-Петербург. Кампус должен разрабатывать русско-английские программы таким образом, чтобы русский язык рассматривался как иностранный, что для многих иностранных студентов может стать домолнительным стимулом учиться здесь. В Питерскую вышку приезжают студенты из стран Восточной Европы, которые выбирают экономические курсы с российской спецификой, поскольку видят в Петербурге и времени обучения в кампусе возможность для начала или развития своего бизнеса в России.

Разрабатывая программы по бизнес-образованию университет должен ориентироваться на люкс-сегменты, предлагая рынку курсы по авторским методикам преподавателей-звезд. Для этого нужно использовать ресурс большой вышки, приглашая известных преподавателей из Москвы. При этом могут быть использованы разные формы, даже возможности дистанционного образования. В вопросе разработки программ МВА нужно арендоваать программы, покупать бизнес-симуляторы, кейсы. Это затратно, но такие вложения окупятся.

После коллективного обсуждения выступления Александра Кайсарова, Сергей Кадочников подчеркнул практичность предложений от экономистов, отметил идею «включенности» в разного рода профессиональные ассоциации. Отдельно выделил идею профессиональных сертификатов для студентов, назвал его сильным маркетинговым ходом. Второй аспект международность наших базовых программ, обязательный элемент которых — семестр в иностранном вузе, который пройдут все, без исключения, студенты бакалавриата. Это трудно в реализации, но возможна форма летнего семестра, который бы включал активности практического типа.

Последними себя презентовали участники школы публичной политики и государственного администрирования, предложения которых для аудитории озвучили Роман Боярков (отделение прикладной политологии) и Александра Ненько, ученый секретарь НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург. Кроме политологов в нее вошли юристы, но, к сожалению, выработки совместного формата у участников этой группы не получилось. Среди преимуществ кампуса, которые нужно развивать, участниками группы были выделены следующие: международный характер образовательных программ, в частности, магистерских программ, актуальные компетенции, которые дает Вышка, в том числе и обучение на кейсах, культивирование проектного мышления, проведение востребованных исследований, гражданские компетенции, межсекторальность сотрудничества и взаимодействия. Отдельным пунктом, уже в качестве дополнения, одним из участников группы была сформулирована идея того, что вышка должна стать площадкой для инициатив студентов, отдельных сотрудников и целых коллективов. Место, где любые инициативы, как предпринимательские так и социальные, найдут свою первичную реализацию, апробацию и финансовую поддержку.

Многие идеи этой школы слушателям понравились, в частности, необходимость открывать международные магистерские программы, развивать прикладные исследования, в том, числе, ориентируясь на преподавателей других вузов. Также была отмечена идея развития платформ для различных активностей на базе вышки.

По окончанию презентаций финальное слово получили заместители директора, в ходе которого Валерий Гордин сформулировал еще одно задание для присутствующих — разработка стимулов для научно-преподавательского состава реализовывать все перечисленные предложения, поскольку в настоящий момент система мотиваций Высшей школы экономики нацелена на стимулирование научной активности ее сотрудников. Это отдельная и не менее трудная задача, которая ждет оригинального и изящного решения.

По общему признанию участников, семинар оказался очень продуктивной встречей, посвященной разработке стратегии развития вуза, поиску ключевых преимуществ, которые станут основой для усилий ее сотрудников и преподавателей, войдут в содержание и оформление рекламно-презентационных материалов кампуса, обретут значения маяка развития подразделений Высшей школы экономики в Петербурге. Всем, кому интересно продолжение этой работы, предлагаем вступить в закрытую группу "Куда расти Питерской вышке" в Вконтакте, куда планируется выкладывание материалов, ведение дискуссий, связанных с разработкой Стратегии развития нашего вуза. Несмотря на закрытый тип группы будут приняты в нее все желающие, искренне заинтересованные в развитии родного кампуса.

Подготовила Татьяна Чернова