• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессию надо выбирать для себя

До 10 декабря идет регистрация школьников 7-11 классов на олимпиаду «Высшая проба». Перечень предметов олимпиады широк, а победа в 10 или 11 классе гарантирует поступление практически в любой вуз России. Но как выбрать предмет и университет? Как справиться со стрессом и почему лучше ходить с этой целью к психологу? Об этом рассказала Ирина Полякова, психолог и профориентолог факультета довузовского образования.

До 10 декабря идет регистрация школьников 7-11 классов на олимпиаду «Высшая проба». Перечень предметов олимпиады широк, а победа в 10 или 11 классе гарантирует поступление практически в любой вуз России. Но как выбрать предмет и университет? Как справиться со стрессом и почему лучше ходить с этой целью к психологу? Об этом рассказала Ирина Полякова, психолог и профориентолог факультета довузовского образования.

- Чем психолог может помочь школьникам при выборе профессии? О чем Вы их будете консультировать?

Выбирая профессию, человек выбирает не просто содержание труда, за который получит материальное вознаграждение, он выбирает содержание деятельности, которая позволит ему получать удовольствие от того, что он делает. Правильный выбор профессии – это способ прожить свою жизнь наполнено в соответствии со своими природными задатками и стремлениями, чувствуя себя в жизни уверенно и на своем месте.

В юном возрасте, когда человек только познает себя — он не в полной мере осознает, что он может и чего хочет, психологическая диагностика и консультация психолога позволят ему объективно посмотреть на ситуацию — увидеть себя как бы со стороны и соотнести это с внутренней картиной происходящего. Иными словами, разобраться в себе. Цель работы психолога – помощь в профессиональном самоопределении – в понимании человеком себя, своих сильных и слабых сторон и обязательном формировании плана действий – «Кто я сейчас, кем могу стать в будущем и что для этого я должен сделать».

- Почему консультации специалиста так важны для профориентации?

Профориентация, как хорошо разработанная область научных знаний, в обыденном сознании сталкивается с массой мифов и штампов. «Главное – диплом о высшем образовании, а работать можно будет где угодно», «профессия должна быть денежной», «юноше нужна серьезная, мужская специальность», «юристов и экономистов слишком много, стране нужны инженерные кадры», «профессию надо выбирать с гарантированным трудоустройством» и т.д.

Молодой человек, не сформировавший еще собственного взгляда на многие жизненные вопросы, пытаясь руководствоваться чужими мыслями и штампами, рискует попасть в ловушку далеких от себя идей, теряя силы и время на достижение ложных целей. Как и все мифы, мифы профориентации не выдерживают проверки реальностью и временем, и не имеют никакого отношения к конкретному живому человеку с его индивидуальными особенностями и обстоятельствами жизни.

Профессию надо выбирать для себя, чтобы прожить свою жизнь, в своем времени, в соответствии с собственными ценностями и целями. А это требует определенной личностной зрелости и непрерывной работы над собой. И здесь, в процессе личностного роста, может помочь консультация психолога – все те же самые вопросы - «Кто я сейчас, кем могу стать в будущем и что для этого я должен сделать».

- К кому должен в первую очередь прислушиваться школьник при выборе направления обучения?

Как правило, в решении важных для себя вопросов современные школьники опираются на помощь друзей и родителей. Это правильно, ведь друзья и родители - самые близкие люди, которым ты доверяешь, и которые тебя любят. Но именно поэтому они не всегда объективны. К большому сожалению, многие старшеклассники недооценивают, а иногда и не догадываются обратиться к помощи учителей. А ведь это те самые независимые эксперты, которые могут объективно и со знанием дела оценить ваши возможности и достижения по предмету. Более того, они обладают необходимой вам информацией о возможностях получения образования и перспективах развития выбранной области знаний.

Учитель может помочь сориентироваться в специализации, подсказать, где можно изучать предмет углубленно уже сейчас, порекомендует дополнительную литературу. Преподаватели системы дополнительного образования – кружков, секций, домов творчества, художественных школ являются еще и экспертами в области специальных способностей – они могут оценить и подсказать, есть ли у вас необходимые для дела задатки, которые нужно системно развивать в способности, без которых не обойтись во многих творческих видах труда. Не только «что я хочу», но и «что я могу» важно при выборе профессии.

- Как справиться со стрессом и давлением со стороны родственников и учителей?

Любые экзамены и конкурсные поступления связаны со стрессом – это неизбежно, нормально и хорошо, так как адекватное по силе волнение позволяет человеку в нужный момент мобилизоваться и показать максимум того, что он может. Другое дело, что сдача экзаменов в формате ЕГЭ становится экзаменом не только для школьника, но и для его родителей и учителей.

Родители рассматривают возможность дополнительной подготовки своего ребенка на платных курсах или у репетиторов. Учителя понимают, что результат ЕГЭ школьника – это результат и их труда. И те, и другие находятся в состоянии стресса. Желая помочь, стремясь повлиять на результат, взрослые не всегда находят для этого адекватные средства. Родителям и учителям кажется, что ребенок недостаточно старателен, мало занимается, ленится, не понимает серьезности дела. Начинаются «лекции», нотации, «промывание мозгов», психологическое давление.

Как с этим справится? Самому обозначить для себя цель и понять, что учитель и репетитор – только носитель знаний, которые ты должен взять сам, в том числе и путем самообразования. Учителя и родители могут помочь, но не могут сделать за тебя. Твои упорство и целеустремленность через какое-то время станут очевидными, и в давлении не будет необходимости. И не забывай, что родители и учителя – живые люди, которые очень переживают за тебя. Как справится с предэкзаменационным и экзаменационным стрессом? Готовиться к экзамену – более универсального средства не существует.

Подготовила Мария Жаркова