• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование ВШЭ: жители Санкт-Петербурга более склонны закупаться в гипермаркетах впрок, чем москвичи

Исследование ВШЭ: жители Санкт-Петербурга более склонны закупаться в гипермаркетах впрок, чем москвичи

© iStock

Такой вывод содержится в шестом выпуске информационного листка «НЭП: Новости экономического поведения» за 2024 год, подготовленного специалистами Центра теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ и департамента экономики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ.

Рост цен в крупнейших продуктовых сетях превышает оценки Росстата

Для оценки динамики покупательской активности специалисты ВШЭ исследовали экономическое поведение покупателей таких продуктовых сетей, как «Азбука вкуса», «Ашан», «ВкусВилл», «Дикси», «Лента», «Магнит», «МЕТРО», «Перекресток», «Пятерочка» и пр. На основе цен, взятых с сайтов компаний, по специальной методике они рассчитали ценовые индексы, сравнимые с индексом потребительских цен (ИПЦ) на продовольственные товары, который публикует Росстат.

Выяснилось, что минувшей весной темпы роста цен в розничных сетях Москвы, за исключением индекса цен «Магнита» в апреле, были выше показателей роста ИПЦ. Аналогичная ситуация в Санкт-Петербурге: весной ИПЦ был ниже индексов всех сетей, кроме «Перекрестка», а в мае снизился по сравнению с апрелем. Авторы исследования объясняют этот факт тем, что при расчете индекса потребительских цен Росстат использует цены лишь на часть товаров из перечня отслеживаемых продуктов и напитков. При этом сотрудники Вышки рассчитывали индексы по ценам всего ассортимента продуктов питания и напитков, выставленного на торговых полках.

В целом сети на рынке Москвы в вопросах повышения цен вели себя более одинаково, чем в Санкт-Петербурге, где колебания индексов цен заметнее, а разброс индексов между сетями выше. Это может объясняться тем, что в Москве сети пристальнее следят за ценообразованием конкурентов. К тому же и в пропорциональном соотношении в Санкт-Петербурге доля сетей существенно выше, чем в Москве. «Поэтому они могут больше различаться между собой, закрывая потребности разных групп покупателей», — отмечают авторы информационного листка.

Петербуржцы более склонны к покупкам в сетевых магазинах

Наиболее распространены в Санкт-Петербурге и Москве одни и те же сети: «Пятерочка», «ВкусВилл», «Красное&Белое», «Магнит», «Дикси». Все пять лидеров представляют собой сети магазинов малых форматов по отношению к более крупным супер- и гипермаркетам. Четыре из них («Пятерочка», «Магнит», «Дикси» и «Красное&Белое») позиционируют себя как магазины у дома и предлагают товары низкого и среднего ценового сегмента.

Лидером по числу магазинов в Северной столице стала сеть «Красное&Белое», в то время как в Москве лидирующие позиции по числу магазинов на протяжении всего периода исследования, с 2022 по 2024 год, уверенно занимает сеть «Пятерочка».

Сравнивая форматы, которые практикуют гипермаркеты, эксперты заключили, что в Санкт-Петербурге более сильную позицию занимают сети магазинов местного происхождения «Гипер Лента» и «О’КЕЙ», а в Москве — иностранные сети «Ашан» и «МЕТРО».

Эксперты отметили существенное различие и в местах покупок. Жители Санкт-Петербурга реже чем москвичи приобретают свежие овощи, фрукты, картофель и орехи в несетевых магазинах и на рынках. Это объясняется тем, что в столице гораздо больше таких торговых точек. В результате доля оборота сетей в продуктовом ритейле в Санкт-Петербурге одна из самых высоких в стране, а в Москве — ниже среднего российского уровня.

Средний чек в Санкт-Петербурге выше столичного на 820 рублей

Согласно данным исследования, средние чеки в Санкт-Петербурге превышают столичные по минимальному, среднему и медианному значениям, несмотря на то что средние доходы граждан в Санкт-Петербурге ниже, чем в Москве. В 90 % районов «города на семи холмах» средний продуктовый чек не превышает 1342 руб., в то время как в Санкт-Петербурге этот показатель выше на 820 руб. Причиной этому могут быть разные схемы потребления, распространенные в двух городах, полагают аналитики. Например, в Санкт-Петербурге потребители более склонны закупаться в гипермаркетах впрок раз в одну-две недели, в то время как москвичи предпочитают частые покупки в небольшом объеме в магазинах у дома, киосках, на розничных рынках.

За первые пять месяцев 2024 года чеки в среднем выросли в обоих городах. При этом в Санкт-Петербурге рост чеков выше как в абсолютном (337 руб.), так и в относительном (34 %) выражении по сравнению с Москвой (166 руб. и 19 % соответственно).

Указанный тренд, по версии ученых, может иметь два объяснения. Согласно первому из них, горожане стали реже ходить в магазины, сохранив неизменным общий уровень расходов, согласно второму — стали больше тратить на продукты. То есть произошло некоторое изменение структуры потребления. Причем в Санкт-Петербурге это выражено ярче. В данных не обнаружено значительного изменения цен или количества потребляемого товара, но наблюдается увеличение среднего чека.

Подробнее об исследовании

Исследование «Ритейл в больших городах: результаты анализа цен и чеков в Москве и Санкт-Петербурге» проходило в рамках реализации Большого проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» НИУ ВШЭ. Данный проект направлен на разработку и развитие инструментария, проведение анализа и мониторинг экономического поведения российских домохозяйств в новых экономических условиях.

В выпуске используются данные по Москве и Санкт-Петербургу за период с января по май 2024 года. Результаты получены на основе сочетания информации крупнейших продуктовых сетей с данными статистики Росстата, данными о средних чеках от «Т-Банка» и информации о стоимости аренды и числе жителей в разных географических районах города от компании «Геоинтеллект».

Розничная торговля продуктами питания представляет особый интерес для общества и государства, так как потребление пищи — базовая потребность человека. В ритейле формируются объемы и структура потребления домашних хозяйств, а также складываются конечные цены на продукты питания. При этом современные реалии таковы, что большая доля рынка приходится на крупные продуктовые сети, и это обусловливает его особенности.