Проект историков Питерской Вышки о научно-технических кластерах выиграл грант РНФ
Российский научный фонд подвел итоги конкурса групповых исследований под руководством молодых ученых. Грантовую поддержку получил проект под руководством Тимофея Ракова из Лаборатории визуальной истории. Исследование посвящено научно-технологическим кластерам в позднесоветском и постсоветском периодах на примере Зеленограда, Троицка, Долгопрудного и Петергофа. Проект рассчитан на три года с бюджетом 6 млн на каждый год реализации гранта.
Цель проекта — исследовать научно-технологические кластеры в пригородах Москвы и Петербурга в период с 1960 по 2010 год. Особое внимание ученые уделят четырем конкретным кейсам: Зеленограду, Долгопрудному, Троицку и кампусу СПбГУ в Петергофе. В структуру научно-технического кластера входят различные организации, такие как университеты, научные институты, конструкторские бюро, предприятия и местные органы власти. Все они связаны между собой экономическими отношениями, социальными связями, организационными контактами и т.п.
Тимофей Раков
«География проекта выстроена с учетом особенностей исследовательского поля различных пространств науки в СССР. Как правило, исследователи изучают либо наукограды и атомные города (Обнинск, Дубна, Озерск), либо сибирские академгородки, — рассказал Тимофей Раков, научный сотрудник Лаборатории визуальной истории. — Выбранные нами объекты существенно отличаются от академгородков и наукоградов по своей траектории. Троицк, например, изначально именовался академгородком, а затем получил статус полноценного города, чего не произошло ни с одним из сибирских академгородков. Долгопрудный и Петергоф — примеры образовательного, а не научного кластера, где ключевую роль играют скорее университеты, а не научные институты, как в наукоградах. Зеленоград тоже является интересным пространством. Он сразу задумывался как город-спутник Москвы, но при этом был ориентирован на науку и образование. Таким образом, каждое из выбранных нами пространств отличается от уже изученных и имеет свои особенности, которые, на наш взгляд, лучше всего будут описаны через рамку кластеризации».
Термин «кластеризация» заимствован из экономики с опорой на подходы американского экономиста Майкла Портера. Согласно его теории, процесс формирования кластера является признаком развитой и сложной экономики. Проект рассматривает выбранные объекты в долгосрочной перспективе — от этапа проектирования до текущего состояния. Такой подход позволит определить, что делает кластеры успешными, как на них влияет близость столиц и по каким сценариям они развиваются.
«Опора на подход Майкла Портера — определенный вызов для нас. Он пишет о рыночных экономиках, в то время как в Советском Союзе она была плановой. Более того, Портер считал, что одна из причин неуспеха кластеров — это участие государства в их создании, — говорит Тимофей Раков. — В то же время советское государство было зачастую единственным актором в формировании кластеров. Мы надеемся на широкую дискуссию с заинтересованными коллегами вокруг самой идеи кластеризации, ее применения к плановой экономике и постсоциалистической рыночной экономике. К тому же мы берем большой хронологический период, что позволит посмотреть на формирование кластеров в динамике. Благодаря этому результаты исследования могут быть полезны тем, кто ответственен за управление и развитие выбранных нами кейсов».
В течение года исследователи проведут интервью с бывшими и нынешними сотрудниками кластеров, а также изучат их эго-документы. Кроме того, они проанализируют архивные и библиотечные материалы, затрагивающие историю и современность Долгопрудного, Зеленограда, Петергофа и Троицка. К работе над проектом подключатся историки, антропологи, социологи и экономисты из московских вузов — МВШСЭН, РАНХиГС и МФТИ, а также из Европейского университета в Петербурге.