Григорий Тульчинский: «Хороший пиарщик должен уметь одинаково хорошо общаться с людьми и работать с текстом!»
С 1 ноября в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в рамках факультета последипломного образования открываются «Высшие курсы деловых и политических коммуникаций» по программе профессиональной переподготовки. Разработчиком программы и ее научным руководителем стал профессор Григорий Тульчинский, руководитель специализации «Менеджмент в публичной политике» магистерской программы «Политика и управление».
С 1 ноября в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в рамках факультета последипломного образования открываются «Высшие курсы деловых и политических коммуникаций» по программе профессиональной переподготовки. Разработчиком программы и ее научным руководителем стал профессор Григорий Тульчинский, руководитель специализации «Менеджмент в публичной политике» магистерской программы «Политика и управление».
- В чем особенность Вашего курса?
- Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой стороны смотреть на вопрос. Если с позиции Вышки, то это очень важное направление, покрывающее спрос на кадры целого рынка, что поможет Питерской вышке укрепиться не только в Петербурге, но и на Северо-Западе. Среди наших преподавателей есть очень серьезные специалисты факультета социологии и кафедры прикладной политологии, которые занимаются теорией и практикой коммуникаций, PR, GR. Люди, которые профессионально занимаются вопросами общения, проводят психологические тренинги для кадровых служб. И просто грех не собрать всех этих людей вместе и не создать дополнительную образовательную программу по этому направлению. Поэтому были открыты высшие курсы деловой и политической коммуникации, которые предусматривают выдачу диплома о дополнительном высшем образовании. В перспективе, направление по социальным коммуникациям получит в целом более широкое развитие в филиале.
Это не менее важно и с точки зрения конечного потребителя. Существует реальный запрос рынка на подобного рода услуги, потому что специалистов по политической коммуникации практически не готовят. Массовая подготовка специалистов по бизнес-PR, которая осуществляется практически во всех вузах, выполняет скорее просветительские функции. Никакого выпускника вуза с таким дипломом на реальную работу не возьмут. А вот в рамках дополнительного образования можно получить реально востребованные рынком навыки.
- Ваш курс разделен на два модуля, по какому принципу первый модуль организован?
- Первый модуль – это основы деловой и политической коммуникации, где рассматривается, что такое коммуникации в современном мире, что такое связи с общественностью в широком смысле этого понятия: выстраивание ответственных партнерств, работа с медиа, поиск аргументации, брендинг, невербальная коммуникация, навыки по составлению протоколов, ведение деловой корреспонденции, и так далее.
- Про невербальную коммуникацию расскажите подробнее. Зачем пиарщику ее знать?
- А как же он иначе будет выстраивать межличностные контакты? Это – основа межличностного общения. И существуют специальные приемы, как мимикой и жестами расположить человека к себе. Я всегда относился к этому скептически, пока однажды не поймал себя на мысли: когда сидишь напротив человека и споришь с ним, то чувствуется нагнетание атмосферы, но как только садишься рядышком, тон общения меняется сразу. Более того, я заметил, что когда сидишь нога на ногу, колено всегда нужно поворачивать в сторону человека, с которым разговариваешь, тогда невообразимым образом возникает заинтересованность в диалоге.
- Пиарщик не может быть специалистом во всех этих дисциплинах…
- А должен быть. И еще очень важно межличностное общение. Нельзя просто сказать: «Я работаю с редакцией». Это все равно подразумевает работу с конкретными людьми, такое общение всегда сводится к межличностному диалогу, потому что проводятся мероприятия и создаются информационные поводы, обсуждение которых проходит на межличностном уровне.
- Что для пиарщика в его работе должно стать главным?
- Самое главное – это быть в доверительных отношениях с руководством, при этом он должен забыть про себя как личность, потому что он не может выйти и невербальной коммуникацией показывать, что это не он, а его руководство принимает решения. Его улыбка – это улыбка организации, его реплика – это реплика организации, он – голос и лицо организации.
- А если он не разделяет взгляды руководства?
Лучше уйти тогда, и чем быстрее, тем лучше.
- Здесь есть курс такой интересный – «символическая политика», о чем он?
- Этот курс посвящен политическому брендингу, политической символике, геральдике и прочему.
- Из чего состоит второй модуль? Из авторских курсов?
- Это, скорее, очень конкретные вещи, конкретные технологии.
- Один из необычных курсов – «слухи и информационные войны», он про что?
- Вообще, информационные войны – это очень любопытная вещь, потому что там очень много путаницы. С одной стороны, это – принесение ущерба информационной структуре, а с другой, это мягкое смысловое оружие. Главное отличие информационной войны от пропаганды в том, что информационная война – это не всегда конфликт, чаще атака. Чаще всего информационные войны обращены не столько на жертв, сколько адресованы кому-то третьему, который должен принять решение по этому поводу. Это как масштабная провокация наподобие увольнения Юрия Лужкова, или Арабская весна. Произошли события, после которых ключевые люди сказали свое решение – те слова, которые обратно не берутся, после которых надо начинать действовать. То, что произошло с Ливией и чуть не произошло с Сирией. Но нужно помнить, что информационная война – это война интерпретаций, потому что акторы не всегда явные, не всегда можно сказать, кто с кем воюет. Вот даже в истории с Сирией: кто против кого воюет, кто с кем, но понятно, что есть главный игрок, которого не видно – тот саудовско-суннитский режим, который ведет контригру против шиитов – Ирана, Сирии и других.
- Но ведь пиарщик – это не набор инструментов, он должен обладать содержанием…
- Есть разные специализации, но как компетенции важны прежде всего личные качества: доверительное отношение, отречение от себя, умение держаться публично. А вот дальше идут уже некие знания. Пиарщик должен быть активным пользователем современных информационных технологий, он должен знать медиа, и медиа должны знать его. Вот почему в PR обычно работают бывшие журналисты и предприниматели. Он должен хорошо понимать политическую ситуацию, а не просто смотреть в телевизор. Должен понимать место размещения культурной афиши, то, какие мероприятия проходят. Также полезно знать иностранные языки. И умение работать с текстом: править, генерировать.
- Кто преподает все эти дисциплины?
Обозреватель «Делового Петербурга» Игорь Шнуренко; Ангелина Кузнецова – активно работающий журналист; Наталья Григоренко – руководитель пресс-службы красноярского ЗАКСа; Гаврилова – профессор, специалист по коммуникативистике, по работе с текстом; Сергей Герасимов – активно занимается встречами и специальными событиями, написал диссертацию по интерактивной методике подготовки и проведения специальных событий.
Подготовила Татьяна Чернова, Мария Жаркова