• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идет набор

Учебный год начался, а значит, активно продолжается набор на подготовительные курсы факультета довузовского образования, которые дают отличную подготовку к ЕГЭ, а также помогают школьникам участвовать и побеждать в различных олимпиадах. Как на практике реализуются эти задачи нам рассказала декан ФДО Татьяна Анисовец.

Учебный год начался, а значит, активно продолжается набор на подготовительные курсы факультета довузовского образования, которые дают отличную подготовку к ЕГЭ, а также помогают школьникам участвовать и побеждать в различных олимпиадах. Как на практике реализуются эти задачи нам рассказала декан ФДО Татьяна Анисовец.

- Как изменился формат довузовской подготовки абитуриентов к экзамену?  В советские время на курсах готовили к вступительным экзаменам, а сейчас – это отдельный самостоятельный факультет со своим штатом преподавателей, со своей программой.

 - Наш факультет всегда готовил не только к вступительным испытаниям. Во-первых,  ФДО  - это маленькая  модель нашего  вуза. Многие дети не понимают, что в нашем университете не две сессии, а четыре, например. Обучение у нас начинается со стартового тестирования, это происходит для того, чтобы мы могли посмотреть, с каким уровнем к нам пришли дети, чтобы при необходимости подкорректировать программу: с кем-то поработать, а также обратить внимание на важные моменты при подготовке. Также у нас каждые два месяца проходит промежуточное тестирование, собственно говоря, маленькая сессия.

Бывает, что ребенок приходит домой, и его родители спрашивают: «Ну, как на курсах?» И он отвечает: «Да все замечательно, диктовали сегодня долго». Но необязательно если я пишу много, то сам все это  осознаю.  Бывает так, что чуть - чуть меняешь  вопрос, и ребята уже не знают, как ответить. У нас был такой пример по истории. Я спрашиваю детей: «Когда образовался Санкт-Петербург?» Они спокойно отвечают, все правильно. Но когда задается вопрос наоборот, как в школе не спрашивают: «Какой из городов образовался в N-ый год», то процентов 70 детей уже не могут ответить на вопрос, потому что они привыкли в другом порядке получать формулировки. Соответственно результаты тестирования помогают осознать, где есть пробелы, что нужно подтянуть, а  что  и так хорошо.  По результатам тестирования создается рейтинг. Это тоже прообраз будущей студенческой жизни, потому что, согласно рейтингу, у нас получают стипендию только лучшие ребята. Скажем, у слушателя в обществознании хороший задел, так его нужно усиливать. Как и все остальные предметы, по которым принимаются результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний, чтобы иметь конкурентное преимущество по сравнению со своими ровесниками. Также мы готовим не только к ЕГЭ, но и к олимпиадам. Олимпиады у нас проводятся по линии Всероссийской олимпиады школьников. Уже 20 лет мы проводим олимпиаду по экономике, организуем ее от школьного этапа до регионального;  заключительный  этап проходит в Москве, и проводится нашим главным кампусом. Мы также проводим олимпиаду НИУ ВШЭ «Высшая проба», которая входит в перечень министерства образования, и, в этом году у нас было 14 предметов, по которым проводилась вузовская олимпиада. Почти все были олимпиадами первого уровня что давало нашим победителям и призерам серьезные преференции при поступлении. Точнее они могли поступать к нам в кампус без вступительных испытаний.

- Расскажите, пожалуйста, как  определяется уровень олимпиады?

 Существует всего три уровня олимпиады. Чем выше уровень олимпиады, тем больше преференций  во время поступления ребята могут получить. Законодательство гласит: «Например, вуз берет победителей олимпиад  второго уровня без  вступительных экзаменов. Значит, вуз для победителей олимпиад первого уровня должен дать не меньше преференций, а может даже больше. А вот для третьего уровня вуз, например, может такую преференцию не давать, или даль только 100 баллов по конкретному предмету. Поэтому чем выше уровень, тем больше возможностей у вуза варьировать приемом, чтобы набрать хорошо подготовленных абитуриентов. Так как наши олимпиады почти все первого уровня, Вышка дает такие большие возможности именно для олимпиадников первого уровня, вторым и третьим преференций  уже меньше. Соответственно, именно поэтому ВШЭ делает зеленую волну,  забирая как можно больше одаренных детей. К таким олимпиадам наш факультет готовит старшеклассников.

- И много победителей олимпиад учится сейчас в Питерской Вышке?

- Например, Денис Шушарин, который победил в олимпиаде, и поступил в наш университет, в прошлом учебном году стал лауреатом премии «Серебряный птенец». Есть ребята, которые пришли с курсов ФДО, они как раз прониклись тем духом Вышки, который и определил их поступление сюда. В качестве примера, на факультете истории учится Постникова София, ей немного не хватило баллов, чтобы поступить на бюджетне отделение бакалавриата, поэтому она учится на договорной основе, но с очень высокими скидками. Часто бывает, что ребята, придя к нам на курсы, даже если видят, что у них исходно слабенькая подготовка, за время обучения получают необходимый уровень, с которым могут поступить в другой вуз на бюджет. Но большинство из них при этом выбирают не бюджетное отделение другого вуза, а коммерческую форму обучения в потому что их привлекает именно эта система обучения.

Мы не можем сказать, что 350 баллов ЕГЭ – это показатель: сумма сама по себе ни о чем не говорит, это разовый срез. Может быть, этот ученик всегда учится блестяще, это не доставляет мне никакого труда. Нужно сказать, что в Вышке такие ребята не всегда приживаются, потому что у нас требуется постоянная работа над собой. А иногда бывает, что 350 баллов получает школьник, который трудился, который начинал со слабого уровня и пришел к высокому результату. Может быть, это – немного по сравнению с другими, но для него это – прогресс. И мы в Вышке таких ребят приветствуем, потому что они потом продолжают учиться, их сама система приучает к тому, что каждые 2 месяца у тебя сессия; хочешь или не хочешь, но ты должен учиться, а это приносит свои положительные результаты.

- Вышка организовывает все олимпиады сама или в сотрудничестве с другими образовательными институтами?

- У нас совместный проект с Аничковым дворцом, Центром городских олимпиад, так как мы являемся организатором региональной экономической олимпиады. У всех желающих есть возможность ходить в экономический кружок для 8-9 классников и 10-11 классников, нацеленный на подготовку к региональной экономической олимпиаде. Поэтому в кружок у нас идет отбор, потому что сюда ребята должны придти с уровнем, это не базовая школьная программа, это – повышенный уровень для того, чтобы дальше готовиться на Всероссийскую олимпиаду, чтобы становиться там призерами и победителями, поступать в любой экономический вуз страны без вступительных испытаний на основании олимпиады. У нас был такой пример: студент уже второго курса Даниил Цыпкин стал призером Всероссийской олимпиады, поступил к нам на экономический факультет, а после этого через год уехал на обучение за рубеж. То есть мы даем уровень достаточно сильный, раз есть такие примеры.

- Кто Вам помогает в организации этапов олимпиад?

- У нас есть несколько преподавателей Вышки, связанных с экономической олимпиадой. Например, старший преподаватель кафедры экономической теории Куга Яков Тойвович, он в 1996 году выиграл олимпиаду, поступил и закончил Финэк, ведь тогда еще Вышки в Питере не было, а потом пришел работать к нам в университет преподавать. Есть другой пример: Антипов Евгений Александрович, который с младых ногтей писал нам письма в оргкомитет экономической олимпиады, как он видит олимпиаду, какие следует делать усовершенствования; закончил Питерскую Вышку, и бакалавриат, и магистратуру, и сейчас работает у нас. Многие молодые преподаватели – это выпускники нашего факультета; первые аспиранты, уехавшие в Москву, тоже были нашими выпускниками, выпускниками факультета довузовского образования. То есть кого-то мы видим с 10- 15-ти лет, и у нас за этот период есть ребята, которые, учась в школе, прошли Вышку, уже получили какие-то научные заслуги во взрослой жизни. Многие ребята заканчивали базовые школы, эти школы до сих пор можно спокойно перечислять: 612-я, 86-я, 31-я, 166-я, 700-я, кингисепсская 3-я школа, гатчинский лицей №3, - но перечисление можно достаточно большое сделать.

- То есть упор делается на Всероссийскую олимпиаду?

- Мы готовим и к «Высшей пробе», но здесь подготовка платная в рамках подготовительных курсов. Есть специализированные группы, так называемые спецкурсы, которые готовят именно к тому или иному предмету. Единственное, что надо помнить, так это, что первый отборочный тур, по Праву, например, это – право и английский, а на втором туре только один предмет. Если олимпиада называется Экономика, то это не значит, что у вас будет только одна экономика проверяться. Если олимпиада по обществознанию, то там и общество, и английский, где-то и математика проверяется, то есть олимпиада проверяет спектр знаний по разным предметам, которые близки к этому профилю. Для того, чтобы точно знать – какие дисциплины надо готовить – необходимо прочитать всю информацию на странице олимпиад – там все подробно описано, в какие сроки, какие предметы, какие туры будут проходить..

- Как вы планируете помогать школьникам принимать участие в олимпиадах?

В этом году мы будем продолжать помогать ребятам в процедуре регистрации, мы даже готовы выезжать в школы. Если нам предоставляют компьютерный класс, мы прямо с ребятами можем проходить этап регистрации. Если будет необходимость, мы готовы и во втором этапе помогать, но проблема в том, что между первым и вторым этапами есть временной промежуток, мы должны принять, обработать и прислать приглашения для дальнейшего входа в личный кабинет. Если мы начинаем в октябре, условно говоря, 1 октября подаем заявку, то в течение октября мы можем зарегистрировать всех полностью, проконсультировать, какие олимпиады им нужны, отметить, обратить внимание на расписание олимпиад, потому что в этом году многие ребята зарегистрировались и не учли того факта, что заочный тур проходил в определенные дни, в определенное время. То есть здесь мы готовы оказывать полную консультационную помощь и поддержку. Единственное, что заочный тур мы не можем проводить в вышкинских корпусах, школьники должны писать его из дома, на домашних компьютерах. Зато «Высшая проба» позволяет поступить на любой факультет и питерской, и московской Вышки.

Интервью подготовили Мария Журкова и Наталья Грасс