• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если у человека нет стремления к совершенствованию, из него никогда не получится Учитель…..»

Большинство магистерских программ «закрывают» свой набор в июле, и только «Управление образованием» принимает документы от абитуриентов до 13 сентября. Для тех, кто еще определяется, мы предлагаем интервью с руководителем программы профессором Натальей Заиченко о том, с чем абитуриентам придется столкнуться во время учебы, после того как они станут магистрантами.

Большинство магистерских программ «закрывают» свой набор в июле, и только «Управление образованием» принимает документы от абитуриентов до 13 сентября. Для тех, кто еще определяется, мы предлагаем интервью с руководителем программы профессором Натальей Заиченко о том, с чем абитуриентам придется столкнуться во время учебы, после того как они станут магистрантами.

— Наталья Алексеевна, МП «Управление образованием» активно развивается, расскажите, какие изменения, трансформации пережила программа с момента своего основания?

— Программа еще слишком молода для трансформации, в этом году, в декабре, у нас будет первый выпуск магистрантов — 19 новеньких магистров мы «запускаем» в систему образования. Это «обновленные и одухотворенные» силой нового знания руководители разного уровня: директора школ, заместители директоров, начальники отделов из системы высшего образования. Вернее было бы говорить о трансформации, которая происходит с самими магистрантами программы, но об этом могут рассказать только они сами. Формальные результаты — аттестация по дисциплинам — нас только радуют, все, кто не сходит с дистанции, находятся в зоне успешности и работают в основном на отлично.

— Законодательная среда, связанная с образованием, отношение к образованию со стороны общества, требования к образованию все время меняются. Как ваша программа реагирует на эти вызовы?

— Программа очень гибко реагирует на все законодательные изменения. Более того, некоторые преподаватели программы сами являются авторами и разработчиками этих самых изменений или экспертами законодательных инициатив и нормативных документов Министерства образования и науки. Так что наши магистранты получают новую информацию практически из первых рук. Иногда мы анализируем на семинарах и мастер-классах еще проектные документы… Таким образом, любые законодательные изменения становятся нашим «интеллектуальным хлебом» для аналитики, составления прогнозов, экспертизы. На этой информации мы и «затачиваем» необходимые компетенции. 

— Кто является целевой аудиторией вашей магистерской программы, часто ли магистрантам приходится совмещать работу с учебой, как они это делают?

— Наша аудитория — позитивно амбициозные люди, карьеристы в лучшем смысле этого слова. Как правило, это уже состоявшие профессионалы, желающие и способные учиться дальше, работающие или планирующие работать в системе образования. Это могут быть чиновники, директора и другие руководители образовательных организаций, учителя и экономисты, психологи и музыканты, линейные менеджеры и инженеры. Собираясь по каким-то своим убеждениям в один коллектив, эти люди удивительным образом меняются. Но есть и те, кто сходит с дистанции, это нелегкий труд учиться «по-честному», когда ты должен также и работать, и любить семью, и желательно все это делать хорошо.

— Расскажите о структуре программы, дисциплинах, которые здесь изучают, навыках, которые получают.

— Программа организована в очно-заочном формате: мы учимся 2,5 года, два дня в неделю: в среду с 16.00 и в субботу с 10.00 до 16.00. Кроме того, в структуре программы есть научные четверги (два раза в месяц) — это специально организованные научные семинары для обсуждения своих и чужих исследований, обучающие тому, как проводить исследования и какими инструментами можно пользоваться для аналитики и прогнозов. В декабре на 3-м курсе обучения — защита магистерской диссертации. Все обучение выстроено на теме персонального исследования (курсового и диссертационного), которое наш магистрант выбирает практически при поступлении.

Свой персональный учебный план магистрант в этом году будет формировать самостоятельно — выбирать из некоторого перечня дисциплин, таких как «Управление образовательными системами»; «Современные проблемы государственного управления»; «Экономика образовательных систем и организаций»; «Сравнительный анализ образовательных систем: международный аспект»; «Управление инновациями и социальными изменениями»; «Стратегическое развитие образовательных систем и организаций»; «Институциональные предпосылки образовательных политик»; «Эффективные коммуникации»; «Современные вопросы образовательного права»; «Клиентоориентированные образовательные организации» и др.

 

— Что можно сказать о преподавательском составе?

— Преподаватели — большая гордость программы. «Лучшие из самых лучших»такой слоган без доли лукавства определяет наш профессорско-преподавательский состав. В самом первом интервью, на старте программы в 2011 году, я уже гордилась этим составом: это экспертное сообщество профессионалов из разных университетов Санкт-Петербурга плюс специалисты и профессора Вышки. У каждого богатый опыт как управленческой, так и исследовательской деятельности. У каждого опыт разработческой деятельности в области образовательной политики, законодательства, экономики и управления образованием. Не называя фамилий профессорско-преподавательского состава (они все есть на странице программы), могу указать на практики из недавнего прошлого: руководство региональной образовательной системой и образовательной организацией; разработки федеральных образовательных стандартов; разработки моделей оплаты труда и нормирования труда в образовательной сфере; авторство учебников; экспертная деятельность в регионах от Калининграда до Якутска, и просто - поэты, музыканты, горнолыжники, велосипедисты, театралы, романтики и очень интересные люди.

— Какой срез тем, интересующих магистрантов «Управления образованием»?

— Палитра широка. Но, несмотря на то, что программа именуется «Управление образованием», мы должны держать себя в рамках направления «Государственное и муниципальное управление». Перечислю некоторые из тем исследований 2-го и 3-го курсов, и будут понятны «безграничные границы» наших исследовательских интересов:

«Анализ и оценка запроса семьи в управлении образовательной организацией»; «Формальные и неформальные институты образовательной организации как факторы профессионального развития учителя»; «Государственное задание как ресурс управления дошкольной образовательной организацией»; «Возможности использования модели Денисона для диагностики корпоративной культуры образовательной организации»; «Частно-государственное партнерство в системе дополнительного образования детей»; «Веб-сайт как инструмент управления образовательной организацией»; «Модели управления образовательными системами»; «Законодательное обеспечение и грантовая поддержка процесса модернизации общего образования в США» и еще более 30 тем в том же высоком исследовательском духе…

— Для чего нужно директорам и учителям школ получать магистерский диплом?

— Если речь о дипломе, то диплом магистра Вышки — это безусловный сигнал внешней среде (рынку труда) о возможностях и способностях человека, этот диплом заработавшего. Наступило время, когда на должность руководителя образовательного учреждения может претендовать человек с дипломом не меньше чем диплом магистра. Переход системы на модель «эффективных контрактов» тоже стимул для обладания таким дипломом.

Но по большому счету правильнее было бы говорить не столько о дипломе, сколько об образовании на уровне магистратуры. Мы знаем о прорывных достижениях образовательных систем Сингапура, Южной Кореи, Финляндии. Учителя начальной школы в этих странах имеют магистерское образование, то есть обладают компетенциями исследователей, экспертов, аналитиков. Это целевые компетенции магистерского образования. Это необходимые для современного учителя и руководителя компетенции: мир сложен, и его надо учиться понимать, чтобы выживать, развиваться, обучать.

 По большому счету образование, дополненное магистратурой, это то, что нужно исключительно самому человеку (особенно если этот человек — учитель); это его самоощущение, иногда это смена профессиональной траектории. Если у человека нет потребности в самосовершенствовании, из него никогда не получится УЧИТЕЛЬ в буквальном смысле этого слова.

Подготовила Татьяна Чернова