• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Social media с точки зрения науки

В Санкт-Петербургском кампусе Высшей школы экономики завершила работу международная летняя школа - "Social Network Analysis: Internet Research". Мероприятие организовано Лабораторией Интернет-исследований и Лабораторией "Социология образования и науки".  Можно сказать, что проведение такой школы становится традицией; первая школа по изучению социальных сетей была организована в прошлом году.

В Санкт-Петербургском кампусе Высшей школы экономики завершила работу международная летняя школа - "Social Network Analysis: Internet Research". Мероприятие организовано Лабораторией Интернет-исследований и Лабораторией "Социология образования и науки".  Можно сказать, что проведение такой школы становится традицией; первая школа по изучению социальных сетей была организована в прошлом году.

В этом году в Санкт-Петербург приехали 24 участника из одиннадцати стран: России, Украины, Великобритании, Ирландии, Германии, Австрии, Польши, Турции, Египта, Чили и ЮАР. Вести занятия были приглашены ведущие специалисты в области исследований Интернета и социальных медиа - Анатолий Груздь из Dalhousie University (Canada, Halifax), Илан Талмуд из University of Haifa (Israel, Haifa), Алекс Ханна из University of Wisconsin-Madison (US, Wisconsin), также Бенджамин Линд, преподаватель московской Вышки, получивший степень PhD в университетеUniversity of California, Irvine. Школа продлится с 15 по 22 августа.

Занятия на школе проходят в четырех форматах. На лекциях излагается базовый материал о методах и подходах изучения Интернета с помощью сетевого анализа. Семинары посвящены разбору конкретных исследований и статей. В рамках компьютерных практикумов участники овладевают навыками использования программ по сбору и анализу Интернет-данных, таких как R, Python. Наконец, одной из важнейших форм обучения являются выступления участников школы с презентациями собственных исследовательских проектов. Цель подобных выступлений - получить максимальный фидбэк как от приглашенных экспертов, так и от других участников.

В своих лекциях Анатолий Груздь рассказывал о различных подходах к анализу онлайновых сообществ и о том, какая информация лучше репрезентируют социальные отношения, подкрепляя это результатами собственных case-studies. Илан Талмуд сосредоточил внимание участников на проблеме социального расслоения, возникающего внутри виртуального пространства, в противовес распространенной теории "сетевого индивидуализма". Бенджамин Линд, по установившейся в прошлом году традиции, ведет компьютерные практикумы по использованию статистического пакета R для работы с сетевыми данными.

Руководители лабораторий Даниил Александров и Олеся Кольцова ведут семинары, на которых обсуждаются статьи по важным темам в интернет-исследованиях. На первом семинаре Даниил Александров помогал студентам обсуждать и анализировать статьи, опубликованные в 2012 г. в журналах Science и Nature. Обе эти работы посвящены экспериментальному подходу в современных социологических интернет-исследованиях. Изучается как сообщения, которыми обмениваются пользователи в социальных сетях, влияют на их поведение, а именно: начинают ли они активнее использовать новые приложения (статья Арала и Уолкера) или меняется ли их поведение при голосовании (статья Бонда с соавторами). В первом эксперименте участвовали 1,4 миллиона пользователей, во втором – 61 миллион.

На втором семинаре, который вел Алекс Ханна, разбирали статью о том, как географические факторы влияют на коммуникацию в интернете. Во второй части школы Олеся Кольцова будет вести семинары по выявлению субгрупп и структуре сообществ.

В первые два дня со своими презентациями успели выступить участники, проекты которых были посвящены таким разным темам, как взаимовлияние он-лайн и оф-лайн сетей студентов (Хизматуллина, Титков, Костюченко), влияние сетевого журнализма на демократизацию Египетского общества (Шади Абу-Айяш), онлайновые группы палестинской солидарности в Ирландии и Великобритании (Ахмед Эль Годи), роль Твиттера в политической коммуникации на местных выборах в Турции (Асли Телли Айдемир). 

Одной из любопытных фишек этой школы стала спонтанная инициатива участников запустить специальный hashtag (#snaSPb2013), чтобы объединить участников, ведущих микроблоги, в единое сообщество. Эта идея является живым экспериментом по изучению динамики и структуры онлайнового Twitter-сообщества, и по итогам школы предполагается анализ сформировавшихся сетей упоминания (mentions) и ответов (replies to).

Кроме того, активно работает группа летней школы в Facebook, где участники во время занятий (преимущественно компьютерных практикумов) в режиме реального времени оставляют полезную информацию, что способствует лучшему усвоению знаний. Таким образом, летняя школа Вышки имеет не только образовательное значение, но и формирует целую площадку, коммьюнити, если хотите - виртуальную тусовку, релевантную тематике сетевого анализа и исследований Интернета.

 

Подготовили Юрий Рыков, Валентина Иванюшина