• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у руководителей помогает развивать бизнес

Исследователи из Центра стратегического предпринимательства Питерской Вышки совместно с группой зарубежных ученых изучили, как поведенческие проявления СДВГ у руководителей влияют на инновационность компаний. Исследование проведено в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ) и учитывает данные, собранные в 367 компаниях малого и среднего бизнеса в России. К каким выводам пришли ученые, — в материале.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у руководителей помогает развивать бизнес

ISTOCK

Сначала коротко

Мнение: Считается, что наличие СДВГ у человека серьёзно осложняет его жизнь, в том числе мешает образованию и работе.

На деле: Люди с симптомами СДВГ могут быть успешны в бизнесе, поскольку предпринимательская среда актуализирует их сильные стороны.

Теперь подробнее

Исследователи из Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Полина Артамошина и Галина Широкова совместно с зарубежными коллегами изучили влияние поведенческих проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у руководителей на инновационность 367 компаний малого и среднего бизнеса в России. Выяснилось, что СДВГ может положительно влиять на внедрение инноваций в компаниях, однако важен срок пребывания генерального директора в должности, а также его пол. Чем опытнее руководитель с симптомами СДВГ, тем выше вероятность внедрения инноваций, аналогично и с начальниками мужского пола, так как они более склонны к риску. Результаты исследования опубликованы в журнале Technovation.

Исследование проведено в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ) «От стартапа до глобальной инновационной компании: формирование источников конкурентных преимуществ российских предпринимательских фирм».

О чём речь?

Сегодня существует много исследований, доказывающих, что личностные характеристики руководителей влияют на инновационную культуру компаний и её возможности. В особенности это касается предприятий малого и среднего бизнеса, которые часто работают в условиях неопределённости и повышенной турбулентности.

СДВГ как одна из возможных характеристик генерального директора привлекает особое внимание учёных. Отдельные работы демонстрируют, что руководители с СДВГ проявляют большую склонность к независимой и творческой деятельности. Они обладают чертами, которые необходимы успешному предпринимателю, например, готовностью идти на риск, пробовать новое и действовать проактивно, исходя из личных интересов.

СДВГ считается нарушением развития, которое характеризуется хронической гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью. Как правило, обнаруживается в школьном возрасте, чаще среди мальчиков. Однако СДВГ страдают люди и во взрослом возрасте. Согласно современным данным, СДВГ имеют 8,4% детей и 2,5% взрослых.

Симптомы у взрослых включают: трудности с концентрацией внимания, выполнением задач, перепады настроения, нетерпение, а также сложности в поддержании отношений. Гиперактивность у взрослых обычно проявляется как беспокойство и суетливость.

В целом СДВГ не лучшим образом влияет на рабочую деятельность. Сотрудник с симптомами СДВГ может испытывать трудности с управлением временем, выполнением задач, соблюдением сроков и т.п. Тем не менее открытость новому опыту и желание получить вознаграждение, обусловленное завышенными представлениями о потенциальных выгодах от рискованных проектов, которые возникают у людей с симптомами СДВГ, могут привести их к экспериментам и внедрению инноваций.

Несмотря на множество предыдущих исследований, до сих пор нет данных о том, как симптомы СДВГ у руководителей влияют на инновации в бизнес-моделях. Речь о внедрении новых для фирмы или отрасли механизмов создания ценности, изменениях в архитектуре бизнеса, источниках получения прибыли.

Учёные решили прояснить этот вопрос, сконцентрировавшись на роли опосредующих факторов, так как влияние личностных характеристик генерального директора может варьироваться в зависимости от контекста и индивидуальных особенностей. Есть работы, где показано, что влияние симптомов СДВГ на бизнес зависит от этнической принадлежности, образования, возраста и жизненного опыта человека.

В новой работе в центре внимания исследователей оказались пол и срок полномочий генерального директора. Известно, что пол руководителя может существенно влиять на восприятие окружения, принимаемые решения, расстановки приоритетов задач и целей и т.д. А с увеличением управленческого опыта развиваются когнитивные способности руководителя и каналы получения, восприятия и анализа поступающих данных, что влечёт за собой коррекцию поведения и проявления личностных черт.

В процессе разработки гипотез исследователи опирались на две теории. В соответствии с теорией стратегического лидерства, личность генерального директора рассматривается как ключевой фактор развития и изменения компании. Руководитель делает это за счёт изменения собственных взглядов, ценностей, мнений и поведения.

Согласно же теории активации черт, определённая особенность характера актуализируется в конкретных, связанных с ней условиях. Контекст может усилить или ослабить влияние той или иной черты личности в зависимости от её «приспособленности» или «соответствия» тем или иным условиям.

«Согласно недавним исследованиям, люди, имеющие склонность к симптомам СДВГ, более склонны к предпринимательству в различных его проявлениях, поскольку оно “перекликается” с их способностями и характером», — поясняют учёные. Иными словами, качества и поведенческие особенности, характерные для СДВГ, оказываются сильными сторонами, которые «активируются» в условиях неопределённости, динамизма и высокого риска, напрямую связанных с предпринимательством.

Как изучали?

Учёные проанализировали данные опроса, проведённого с августа по ноябрь 2019 года среди генеральных директоров, финансовых директоров, заместителей директоров и владельцев предприятий. В окончательную выборку вошло 367 российских компаний малого и среднего бизнеса.

Инновации в бизнес-моделях фирм измерялась с помощью специальной шкалы, которая оценивает изменения трёх аспектов за последние три года:

 ценностного предложения — включает позиционирование на рынке, предложения услуг или продуктов;

 архитектуры ценности — включает методы взаимодействия, основные компетенции и ресурсы фирмы, внутреннюю и внешнюю деятельность для создания ценности;

 модели доходов — каким образом фирма зарабатывает прибыль и какова структура её затрат.

Примеры утверждений из шкалы, предлагаемых респондентам для оценки: «Наши целевые клиенты изменились» (аспект ценностного предложения), «Наши основные компетенции изменились» (аспект архитектуры ценности), «Механизмы получения дохода изменились» (аспект модели дохода).

Что касается оценки наличия СДВГ, то авторы уточняют, что они фокусировались на неклинических симптомах СДВГ, выраженных в виде поведенческих особенностей. Для их измерения использовалась шкала с вопросами о проявлениях гиперактивности и импульсивности, а также невнимательности. Например: «Как часто вы теряете или с трудом находите вещи дома или на работе?», «Как часто вы совершаете ошибки по невнимательности, когда выполняете скучную или сложную работу?».

Что получили?

Выяснилось, что симптомы СДВГ у руководителей не оказывают прямого влияния на разработку и внедрение инноваций в бизнес-моделях. Однако эта взаимосвязь становится значимой, если принять во внимание другие индивидуальные характеристики руководителей.

Так, срок пребывания руководителя в должности усиливает положительное влияние СДВГ на инновации в бизнес-моделях. Это означает, что более опытный управленец с симптомами СДВГ способен на внедрение нового. Он хорошо себя чувствует в условиях риска и неопределённости. При этом управленческий опыт позволяет ему избежать ошибок и импульсивных действий, которые бы негативно отразились на результатах компании.

Далее, оказалось, что связь СДВГ с инновациями слабее в компаниях, управляемых женщинами, так как они менее склонны к риску. А вот если руководитель — это мужчина с симптомами СДВГ, то вероятность внедрения инноваций в бизнес-модели компании увеличивается. Это соответствует теории активации способностей — мужчины-руководители с симптомами СДВГ «запускаются» предпринимательским контекстом с характерным для него уровнем неопределённости и риска.

Для чего это нужно?

Результаты исследования не подтвердили прямого влияния СДВГ руководителей на инновации в бизнес-моделях организаций. Однако учёным удалось уточнить, при каких условиях симптомы СДВГ управленцев могут оказаться значимым фактором для внедрения инноваций.

Авторы отмечают, что в практической плоскости полученные результаты дают понимание, что потенциал менеджеров, у которых наблюдаются поведенческие особенности или симптомы СДВГ, может быть направлен в сторону создания инноваций.

Ну а самое главное — работа имеет ценное значение для выбора карьеры людьми с СДВГ. «Они должны быть проинформированы о том, что СДВГ не обязательно является дисфункциональным, существует множество профессий, отраслей и условий, где симптомы СДВГ могут приводить к высокому уровню производительности и инноваций», — комментируют авторы.
IQ
 

Авторы исследования:

Полина Артамошина, преподаватель Департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Галина Широкова, профессор Департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Алексей Осиевский, Школа бизнеса им. Хаскейна Университета Калгари (Канада)

Вирджиния Бодолика, кафедра исследований лидерства Американского университета Шарджи (ОАЭ)