• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Времен могучий ход

Студенты факультета истории НИУ ВШЭ - СПб Сергей Михайлов и Аня Смелова рассказали о своем первом археологическом опыте, обретенном в Старой Ладоге, древней столицы Руси, а еще о том, как когда-то рискнули и поступили на первый набор нового факультета и что они об этом думают год спустя.

Студенты факультета истории НИУ ВШЭ - СПб Сергей Михайлов и Аня Смелова рассказали о своем первом археологическом опыте, обретенном в Старой Ладоге, древней столицы Руси, а еще о том, как когда-то рискнули и поступили на первый набор нового факультета и что они об этом думают год спустя.

 

-  Сейчас вы на археологических раскопках, на какое время предусмотрена археологическая практика, и поделитесь своими впечатлениями?

Сергей Михайлов: Практика рассчитана на период с 13 до 29 июля. Это мой первый опыт подобной работы, поэтому впечатлений много, и они разные. Стоит сказать, что работа тяжелая, особенно для мальчиков, которые вынуждены много копать и носить ведра с землей или водой. Но, тем не менее, практика полна положительных впечатлений, связанных с неожиданными находками и увлекательным досугом. Например, недавно мы ходили на экскурсию в пещеры, получили море положительных эмоций.

Анна Смелова: Мы находимся на археологических раскопках в Старой Ладоге, по некоторым источникам, древней столице Руси. Это место уникально для исследования вопроса о развитии русской государственности. Конечно, здесь нельзя обойти вниманием так называемый норманнский вопрос, однако, именно в связи с этим Старая Ладога являет собой примером неиссякаемого интереса ученых. Группа с нашего факультета была рада предоставленной возможности приобщиться к открытию и исследованию предметов повседневного быта местных жителей, а также получить знания и новые археологические умения. Настроение боевое, но под конец дня чувствуется всеобщая усталость и сказывается простуда, сражающая многих студентов. Вопреки ожидаемой солнечной погоде, июль выдался очень холодным, пасмурным, дождливым. Это осложняет не только отдых, но и рабочий процесс. Изначальные представления о романтике археологической жизни очень скоро развеялись. Археологическая работа действительно трудна, потому что долго приходится находиться в одном положении и работать лопаткой-пикировкой. Однако каждый из начинающих археологов увлечен идеей найти что-нибудь древнее и ценное для науки.  Однажды мы с подругой шли усталые с работы, и молодые люди спросили нас: «Почему вы идете такие грязные?». Мы ответили, что мы археологи, и они посоветовали нам пойти покопать картошку с тем же энтузиазмом.  Последовал наш монолог о служении науке. После этого я подумала, а понятен ли наш труд, труд историка, простому обывателю с точки зрения исторической науки.

- Чем именно вы занимаетесь во время раскопок?

Анна Смелова:  Мы исследуем и зачищаем культурный слой IX века. Постепенно мы снимаем один слой земли за другим, имея цель узнать как можно больше о повседневной жизни наших предков. Наш рабочий процесс распределен таким образом, что большая часть людей работает пикировками и откапывает интересные вещи, а в это время кто-то носит ведра с ненужной снятой землей. В данный момент мы начали раскапывать новое альтернативное место для археологических поисков и сняли слой земли до XIX-XX веков.

Сергей Михайлов:  Что касается лично меня, то первую неделю я с помощью пикировки исследовал культурный слой IX века. Также я помогал своим товарищам по раскопу, меняя им ведра с землей или с водой (если накануне дня раскопок дождь, то раскоп превращается в бассейн). Сейчас меня перевели на охранительный раскоп – на месте, где мы сейчас копаем, будет установлен памятник Рюрику и Олегу. Наша задача – исследовать место будущего памятника, чтобы ненароком в ходе будущего строительства не были уничтожены ценные артефакты.

- Чем уникально место, где вы находитесь?

Сергей Михайлов:  Старая Ладога – это одно из древнейших поселений на Руси. Её основание датируют не позже 753 года. До возвышения Новгорода Ладога была центром Северной Руси. По одной из версий, Рюрик после своего призвания на Русь в 862 году сначала приехал именно в Ладогу, а не в Новгород, и княжил здесь некоторое время. Также есть ещё одна версия касаемо Олега, который, предположительно, захоронен в окрестностях Ладоги. Это место может увидеть каждый, но ни в коем случае нельзя утверждать однозначно, что Олег захоронен именно здесь.

- Какие предметы древности там уже обнаружила ваша археологическая группа?

Анна Смелова:  Было обнаружено много вещей различной фактуры и назначения. Например, бусины и другие фрагменты украшений, части одежды и обуви, кости рыб, животных, обломки керамики, железные орудия, ножики и другие вещи. 

Сергей Михайлов:  Если суммировать все находки, найденные нашей группой, то получится около 10 бусин, фрагменты украшений, обрывки одежды древних славян, части обуви, множество костей и керамики, даже часть железного орудия бронзового века, которое, предположительно, использовалось для полировки. Наверное, стоит отдельно выделить множество осколков керамических изделий XIX века, которые мы нашли на новом раскопе.

- Кк переносите бытовые неудобства, что сложнее всего для вас в этой работе?

Сергей Михайлов: Наши жилищные условия очень хорошие, жаловаться не на что. Но девочки немного жалеют об отсутствии стиральной машинки. Но это мелочи. Что касается непосредственно раскопок, то мы все уже привыкли к серьёзным физическим нагрузкам, хотя сначала было действительно тяжело.

Анна Смелова: Нашей группе очень повезло, потому что мы проживаем в комфортабельном отеле, между тем как наши однокурсники, которые поехали на Украину на раскопки, жили в палатках. Несмотря на тепличные условия, непривычные для археологов-практикантов, после рабочего дня неизменно выстраивается большая очередь в душ.

Что касается самой работы в раскопе, то сложнее и неприятнее всего оказывается вычерпывание огромного количества воды из откопанной неравномерной земли после дождя. Тогда раскоп начинает напоминать большое болото, где археологи, борясь с грязью, гумусом и водой, стараются сохранить драгоценные слои почвы.

- В свое время, когда Вы подавали документы на факультет истории, Вы выбирали специальность или вуз?

Анна Смелова: Моя ситуация оказалась не вполне типичной для поступления среди сверстников. В то время как остальные могли подавать на несколько совершенно различных специальностей, для меня дилемм с выбором специальности не было. Исторический вектор был наиболее релевантен с самого начала, потому что для меня постижение окружающей действительности связано с историческим контекстом. Так что в моем случае я выбирала именно вуз.

Сергей Михайлов: В моем случае это было комбинированное решение. Я знал, что Вышка – это очень престижный университет и планировал поступать именно сюда. Также мне хотелось поступить именно на исторический факультет – я подавал документы в разные вузы на это направление. К счастью, в Вышке как раз открывался новый факультет, так что мне удалось совместить желаемый вуз и факультет. Кроме того, Санкт-Петербург – это мой любимый город, так что моя история поступления имела счастливый конец.

- Вы в числе первопроходцев – вошли в первый состав нового факультета. Как по истечению первого года обучения считаете, Вам повезло, или не очень. Что больше всего Вам нравится в образовательном процессе Вышки?

Анна Смелова: Было очень нелегко решить поступать на факультет, который только что открылся. С одной стороны, подобное решение связано с множеством рисков – не проверенная многими годами учебная программа, преподавательский состав и тому подобное. Однако такая перспектива привлекала именно своим новаторством. Я считаю, что сделала правильный выбор. Мое саморазвитие связано с развитием нашего факультета. Наверное, я не слукавлю, если скажу, что обучение в таком вузе, как питерская Вышка носит самобытный характер. Здесь свой подход к процессу обучения, который я считаю отчасти очень либеральным, а отчасти – игрой на выживание. Это очень привлекает.

Сергей Михайлов: Очень интересный вопрос. Быть первым набором факультета – это уникальный опыт и одновременно большой риск в том, что касается качества обучения и образовательных нагрузок. Но я думаю, что нам повезло. Несмотря на то, что наша программа носила экспериментальный характер, да и мы сами были своеобразными участниками эксперимента, я ни о чем не жалею. Первый год обучения был очень насыщенным, сложным, но интересным. Я уверен, что в следующем году наш факультет учтет некоторые недочеты первого года обучения, которых не могло не быть, и следующему первому курсу учиться будет не менее интересно, чем нам. Кроме того, у них будут замечательные кураторы.

Что касается нашего образовательного процесса, то в первую очередь он меня радует своим разнообразием. На первом году обучения у нас было множество разных курсов, мы освоили огромный объем информации из самых разных сфер знаний.

- Расскажите о любимых преподавателях и дисциплинах.

Сергей Михайлов : Честно говоря, мне нравятся все наши преподаватели. Но так как сферой моих научных интересов являются международные отношения и дипломатия, то особенно интересны мне были курсы Елены Борисовны Павловой, посвященные теории международных отношений. Также мне очень нравятся лекции Евгения Викторовича Анисимова, который ведет у нас самый сложный курс – источниковедение. Евгений Викторович – великолепный преподаватель, я очень благодарен ему за помощь в написании курсовой работы и за его неоценимый вклад в развитие нашего факультета.

Анна Смелова: Это наиболее сложный вопрос, поскольку сложно выбирать любимое из равноценно любимого. Уважаю и принимаю все, что дает мне вуз, потому что иначе это было бы недо-обучение. Особенное уважение я выражаю научному руководителю нашего факультета истории Е.В. Анисимову, декану А.М. Семенову, руководителю практики и преподавателю А.А. Селину, преподавателю В.Л. Каплуну. Они совместно с другими преподавателями, помогают нашему факультету научно развиваться. 

- Появились ли у Вас планы или надежды, связанные с факультетом, если да, то какие

Сергей Михайлов:  Я уверен, что все те знания, которые мы получаем на факультете от наших замечательных преподавателей, пригодятся нам в дальнейшей деятельности. Я уже говорил о разнообразии дисциплин, которые мы изучаем, но хочется сказать, что, как мне кажется, каждый обучающийся на нашем факультете обязательно найдет себе желаемое направление деятельности и связанную с этой деятельностью профессию. Никто не заставляет нас быть историками в узком смысле этого слова: надо понимать, что история – это база гуманитарного образования, которое можно применить в очень многих сферах жизни.

Анна Смелова:  Я пока не заглядывала так далеко, но таковые перспективы кажутся для меня привлекательными. Что-что, а надежду на будущее успешное продвижение по специальности такой вуз как ВШЭ дать может!

 

Подготовила Наталья Гросс