• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватели должны учиться

Сравнив практику исследований британского и немецкого университетов, сотрудник кафедры социологии Максим Демин пришел к выводу, что студенты бакалавриата Питерской Вышки подготовлены по философии вполне на уровне европейских бакалавров.

Сравнив практику исследований британского и немецкого университетов, сотрудник кафедры социологии Максим Демин пришел к выводу, что студенты бакалавриата Питерской Вышки подготовлены по философии вполне на уровне европейских бакалавров.

 

- Максим Ростиславович, расскажите о зарубежной программе, с которой Вы недавно вернулись.

- Повышение квалификации сотрудников – важный элемент в развитии преподавательского состава университета. Для того чтобы обучать студентов на высоком  уровне,  преподаватели сами должны учиться.  Высшая школа экономики предоставляет широкий спектр программ для развития научных и преподавательских компетенций своих сотрудников. Одна из таких программ – зарубежная стажировка для участников кадрового резерва, входящих в категорию «Будущие профессора».  Для своей стажировки я выбрал британский университет Уорика. Этот университет является одним из самых успешных из так называемых предпринимательских университетов.  Данный тип университета, специализирующегося на социальных и гуманитарных науках,  предполагает новую модель взаимосвязи между наукой, обществом и бизнесом.  Кроме желания познакомиться с тем, как организовано  обучение в динамичном технократическом университете, выбор был связан с желанием поработать со Стивом Фулером – известным специалистом в области социологии знания и философии науки.  

 

- Эта стажировка не первый  ваш опыт пребывания   в зарубежном университете. Как повлияла на вас стажировка в Великобритании?

- Очень часто, когда говорится о зарубежных университетах, представляется, что есть некий единый образец университета.  В то же время можно увидеть довольно сильные различия, как между университетами разных типов, так и университетами разных регионов и государств.  Так, например,  Оксфорд, Уорик или немецкий Констанц, притом, что это первоклассные университеты, будут иметь свои существенные особенности.  Для меня было интересно почувствовать ту грань, где исследование может быть интернационально, но при этом  значимо только для узкого круга специалистов из Германии, а где оно будет востребовано на рынке глобального знания. Пребывание в английском университете позволило мне взглянуть на мою тему несколько по-другому,  расширить свое видение исследовательского вопроса.  

 

- Как преподавателю философии на разных факультетах нашего университета Вам, наверное, было  интересно понять, как организовано философское образование в таком технократическом университете как Уорик, есть ли существенные отличия от организации философского образования в России? 

- В Английской системе нет обязательного курса по философии, однако студенты могут выбирать курсы из философского блока. Обычно  это логика, философия науки. Часто студенты выбирают философию как вторую специализацию.  Это можно сделать уже в бакалавриате.  Например, философия является важной частью одной из самых элитарных образовательных программ  - Philosophy, Politics and Economics (PPE).  Этот модуль появился в Оксфорде еще в 1920-х годах, и сейчас он преподается в десяти университетах Великобритании. Предполагается, что изучение этих предметов позволит заложить хорошую основу для дальнейшей карьеры, связанной с бизнес-администрированием и управлением в публичной сфере. 

Для меня было особенно интересно сравнить английские программы и методику преподавания с тем как преподается философия в петербургском кампусе Вышки. Приятно отметить, что те программы по философии, которые были разработаны нашими сотрудниками, в целом  соответствуют стандартам и требованиям, которые предъявляются в университете Уорика. 

 

- Максим Ростиславович, какие итоги после стажировки Вы вынесли для себя?  

- Исследовательская стажировка – это хороший шанс наработать материал, который в дальнейшем ляжет в основу нескольких публикаций. За время пребывания в Англии мне удалось наладить деловые контакты с коллегами из Уорика и Оксофрда, подготовить и сделать доклад «The Dilemma of Professionalism: Soviet Institutions and Contemporary Philosophical Praxis».  Важным итогом стажировки стала, разработанная в сотрудничестве с моим английским консультантом, программа курса «Sociology of knowledge: university and society».  

 

- Какие научные исследования вы сейчас ведете?

- Сейчас, после окончания стажировки, и с наступлением летних каникул для меня наступила горячая пора. Нужно дописывать статьи по нескольким проектам.  Заниматься координационной работой специального выпуска журнала «Russian Journal of Communication»,  приглашенным соредактором которого я являюсь. В планах реализовать проект,  связанный с чтением лекций по курсу «Институциональная история философии» на философском факультете московского кампуса НИУ ВШЭ.

Подготовила Наталья Гросс