• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Помимо занятий наукой, я люблю петь»

Евгений Антипов – один из любимейших преподавателей факультета экономики, который наряду с преподаванием, успевает работать в реальном секторе экономики и проводить множество исследований. За публикацию в международном рецензируемом журнале Евгений Александрович уже во второй раз за свою недолгую еще карьеру получает академическую надбавку от НИУ ВШЭ.

Евгений Антипов – один из любимейших преподавателей факультета экономики, который наряду с преподаванием, успевает работать в реальном секторе экономики и проводить множество исследований. За публикацию в международном рецензируемом журнале Евгений Александрович уже во второй раз за свою недолгую еще карьеру получает академическую надбавку от НИУ ВШЭ.

 

- Вы успешно закончили бакалавриат и магистратуру НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, почему Вы решили преподавать в университете?
Мне интересно сочетать преподавание и исследования. Преимущество работы в Вышке состоит в высокой степени академической свободы. У меня есть возможность преподавать так, как я считаю нужным и исследовать то, что я считаю нужным. От меня требуется только, чтобы все это делалось на высоком уровне. Студенты факультета экономики – очень умные и приятные люди, поэтому с ними работать одно удовольствие. Кроме того, в нашем университете у меня, как у активно публикующегося и получающего гранты сотрудника, есть возможность получать материальное вознаграждение, превышающее практически любое реально существующее зарплатное предложение на петербургском рынке труда.

 

- В чем, на Ваш взгляд, заключается "вышкинский дух"?

Вышкинский дух характеризуется, на мой взгляд, здоровой конкуренцией между студентами: чем выше в рейтинге, тем выше стипендия и престиж; и даже, в некоторой степени, между преподавателями: чем лучше публикации, тем выше авторитет, зарплата и вероятность продления контракта. Эти механизмы необходимы, чтобы люди не довольствовались малым, не сидели на месте, а были заинтересованы в самосовершенствовании. В результате наши студенты больше интересуются учебой, чем студенты большинства других вузов, а преподаватели стремятся достичь большего, чем их коллеги из других институтов.

 

Носитель «вышкинского духа» ощущает себя достаточно свободным: он знает, что у нас ценят оригинальность, инновационность, самостоятельность мышления. В исследованиях дается максимальная академическая свобода. Главное – это ориентация на высокий методологический уровень международных рецензируемых журналов. Во многих же других вузах встречается культ идей определенного заведующего кафедрой, работы которого принято цитировать на экзамене, в статьях и т.п.

 

Очень важна академическая этика для «вышкинского духа»: преподавателей, уличенных в плагиате, увольняют, а студентам грозит отчисление, тогда как во многих других вузах на это никто не обращает внимания. Я не знаю такого преподавателя Вышки, который снизит или повысит кому-то оценку потому, что ему не нравится внешность студента, его национальность, пол, факт беременности или что-то еще, не имеющее отношение к качеству выполнения контрольного задания. Если же что-то такое произойдет, то администрация вуза действительно примет самые жесткие меры.

 

И, конечно, говоря о «вышкинском духе» надо упомянуть об особенностях наших студентов: они очень интеллектуально развитые и хорошо адаптирующиеся к реальной жизни. В процессе учебы они постоянно решают нестандартные задачи в условиях сильно ограниченного времени. Они склонны отстаивать свою точку зрения, не боясь вступать в противостояние с преподавателями, потому что у нас не принято считать, что преподаватель всегда прав. Все это позволяет им добиваться успеха, чем бы они ни занимались.

 

Благодаря существованию этого не имеющего однозначного определения «вышкинского духа», у большинства из нас есть определенная гордость за то, что мы учимся или работаем в Вышке, так как все внутри вуза и многие за его пределами знают, что тут сложно, не принято предлагать и брать взятки, тут получают самое современное образование.

 

 

- Сколько лет Вы преподаете, какие курсы читаете? Что лично Вам дает преподавание?

Я 3 года преподаю эконометрику, а первые 2 года  помимо этого вел семинары по микроэкономике. Преподавание дает мне не только возможность поделиться знаниями в одностороннем порядке, но также и возможность общаться с нашими талантливыми студентами. Интересно слышать их ответы на мои вопросы, их мнения по разным вопросам, генерируемые ими оригинальные идеи. Работа с такими способными ребятами дарит исключительно радость.

- Какова сфера Ваших научных интересов? Привлекаете ли Вы к исследованиям студентов? Как организуются совместные научные изыскания?

Я занимаюсь исследованиями потребительских рынков с позиций маркетинга и экономики. Мне кажется, что важнее всего, сотрудничать со студентами в рамках подготовки курсовых и выпускных работ. Именно такая индивидуальная работа, как мне кажется, наиболее эффективна. Если ответственно к ней подходить, сложно уделять достаточное внимание более чем 2-3 студентам в течение года. Недостатком работы лично со мной является то, что я не могу помочь студенту с темой, которая мне не близка. Но обычно предлагаемые мной темы кажутся студентам вполне интересными, и они соглашаются взять одну из них.

 

- Чем Вы занимаетесь, помимо преподавания?

Я работаю с фирмами: веду тренинги по анализу данных, провожу маркетинговые исследования и статистический анализ данных. Это позволяет мне постоянно решать интересные задачи, стоящие перед реальным бизнесом. Помимо работы я люблю петь – говорят, особенно здорово у меня получаются песни из репертуара Тома Джонса.


- Вы единственный на факультете экономики получили академическую надбавку за публикацию в зарубежном рецензируемом журнале. О чем было исследование и в чем его суть?

Точнее сказать, я был первым, кто получил эту академическую надбавку на нашем факультете несколько лет назад, но в данный момент ее получают еще несколько человек. Просто она назначается сразу на 2 года, поэтому некоторые, получив ее, например, в прошлом году, автоматически получают ее и сейчас, не участвуя в конкурсе этого года. Статей у меня немало разных к данному моменту. Среди прочего, я близок к тому, чтобы максимально полно объяснить, как можно предсказать успех кинофильма еще на ранней стадии его производства.


- В чем секрет успешной публикации в международном рецензируемом журнале?

Нужно понять, в какой области у тебя есть шанс конкурировать с ведущими мировыми исследователями. В моем случае, это что-то связанное с эмпирическими исследованиями потребительских рынков, т.к. эта тема мне была интересна еще со школы, а с 18 лет я работаю в этой области профессионально. Потом нужно внимательно прочитать, какие статьи приветствует определенный журнал (на какую тему, теоретические или практические)? На основании изучения журналов выбрать подходящие Вам журналы и по очереди отправлять в них, пока не примут (одновременно отправлять статью с несколько журналов не принято). При написании статьи важно использовать живой язык, чтобы всем было понятно, какой результат Вы получили, почему то, что Вы сделали интересно, кому именно это полезно, то есть нужно суметь прорекламировать свой результат, показать, что он добавляет к существующим в литературе результатам. Причем делать это нужно, избегая канцеляризмов, принятых в российской академической традиции. Когда рецензенты сталкиваются со статьей, которую приятно читать, в которой все написано понятно, они пишут, что статья «ясно написана» (clearly written). Как правило, интересны статьи, в которых результат подтвержден эмпирическим анализом данных, поэтому шансы опубликоваться выше у тех, кто, помимо своей предметной области, владеет методами статистического анализа данных. Ну и, конечно, хорошее знание английского очень помогает свободно излагать свои мысли.

 

Беседовала Мария Жаркова