• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реальные задачи привлекают

В основе дипломного проекта выпускника магистерской программы «Экономика» Кирилла Паршина – проблема выявления связи между близостью станций метрополитена и коммерческой активностью в различных районах Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что по этой тематике существует ряд публикаций теоретического и практического характера, методы оценивания таких связей недостаточно развиты, что дает нашим магистрантам возможность создания собственных моделей оценки.

В основе дипломного проекта выпускника магистерской программы «Экономика» Кирилла Паршина – проблема выявления связи между близостью станций метрополитена и коммерческой активностью в различных районах Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что по этой тематике существует ряд публикаций теоретического и практического характера, методы оценивания таких связей недостаточно развиты, что дает нашим магистрантам возможность создания собственных моделей оценки.

В работе над магистерской диссертацией Кириллу удалось решить задачу обоснования эффектов, которые возникают впоследствии развития транспортной системы, на примере Санкт-Петербурга. Благодаря полученным результатам можно оценить эффективность строительства новых станций метрополитен, о чем активно ведутся дискуссии не только в Санкт-Петербурге, но и в крупных городах по всему миру. Для выявления положительных и отрицательных эффектов строительства Кирилл провел так называемый cost-benefit анализ, в результате которого было выявлено, что к «издержкам» cost-benefit анализа относится бурение тоннелей, строительство новых путей, закупка новых вагонов и другие операционные издержки, а также экстерналии (внешние эффекты – изменение внешнего вида района, загрязнение воздуха и почвы, повышение уровня шума). К счастью, «выгод» исследователь обнаружил больше: использование метрополитена существенно экономит время, уменьшает внешние эффекты от использования других видов транспорта, создает дополнительный пассажирооборот и позволяет более точно рассчитывать время в пути.

Далее автор сравнивает оценки подобных транспортных проектов методом Мирового Банка и российским методом. Сопоставление методов показывает преимущество метода Мирового Банка. На основании полученной информации Кирилл проводит собственные расчеты влияния развития метрополитена на размещение объектов торговли и услуг. 

Для создания базовой модели было необходимо собрать данные о коммерческих организациях, находящихся на разном расстоянии от станций петербургского метрополитена, что Кирилл сделал с помощью географической информационной системы «2ГИС». Анализ полученных данных показал, что плотность торговых точек непосредственно около метро намного выше, чем на удалении в 250-500 метров. Разница в плотностях составляет 2,5 раза, что говорит о благоприятном влиянии наличия станций метрополитена на развитие коммерческой деятельности в целом по городу. По собранным данным строится линейная регрессионная модель, после оценки которой исследователь получает самые важные выводы для магистерской работы. Первый вывод заключается в следующем: чем больше пассажиров в день обслуживает метрополитен, тем выше коммерческая активность. Второй вывод говорит о том, что коммерческая активность больше там, где станции расположены ближе друг к другу. Третий вывод автора заключается в том, что около недавно построенных станций метрополитена плотность коммерческих организаций гораздо ниже, чем около старых станций. И последний, но очень важный и неожиданный, вывод, полученный в ходе исследования, показывает, что если станция метро располагается в историческом районе города, то это еще не значит, что коммерческая деятельность около нее развивается более стремительно и успешно, нежели в других районах.

Полученные результаты имеют практическое значение, они позволяют узнать, в какой мере реализация программы развития метрополитена в Санкт-Петербурге повлияет на рост количества объектов розничной торговли и развитие сферы услуг.

Работу магистранта высоко оценили профессор Леонид Лимонов, научный руководитель Кирилла Паршина, и старший научный сотрудник Лаборатории урбанистических исследований Лев Савулькин, рецензент работы.

 

Подготовила Мария Жаркова