• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Фотографии души»: в Питерской Вышке прошла открытая лекция о рождественских стихах Иосифа Бродского

В канун зимних праздников в корпусе на канале Грибоедова прошла открытая лекция Christmas Poems Among Us, посвященная рождественскому циклу стихотворений Иосифа Бродского. Ее прочел Антон Азаренков — поэт, критик и доцент департамента филологии Питерской Вышки. Вместе со спикером слушатели порассуждали о четырех рождественских стихотворениях Бродского, в которых отразились основные вехи профессионального и духовного пути опального поэта. Как менялся слог рождественских стихотворений поэта  — в нашем материале с лекции.

«Фотографии души»: в Питерской Вышке прошла открытая лекция о рождественских стихах Иосифа Бродского

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Рождественский цикл Иосифа Бродского — это 23 стихотворения, которые поэт начал писать, когда был еще совсем молод. В 21 год Бродский написал известный «Рождественский романс», который с любовью читал и перепечатывал даже спустя долгие годы. Этот цикл стихов имел для поэта большое значение: он сравнивал их с «фотографиями души», на которых запечатлены главные события его жизни и творческое развитие.

Об этом во время предпраздничной лекции слушателям рассказал Антон Азаренков — преподаватель департамента филологии и специалист по неподцензурной советской литературе. Послушать литературную лекцию собрались не только студенты-филологи, но и учащиеся других факультетов кампуса: будущие юристы, дизайнеры, экономисты, политологи и многие другие. Среди гостей были и студенты других вузов, а некоторые ребята пришли с семьей.  

Вместе со спикером гости лекции порассуждали об особенностях четырех рождественских стихотворений Иосифа Бродского: «Рождественский романс», «24 декабря 1971 года», «Рождественская звезда» и «Бегство в Египет (2)». Выбор пал на них не случайно: здесь есть первое и последнее рождественское стихотворение поэта и текст, написанный Бродским в год вручения ему Нобелевской премии. Именно по ним можно лучше всего проследить, как менялся стиль поэта и как на его работах отразились трагическая любовь, ранняя слава, опала и годы эмиграции.

Первое стихотворение цикла, «Рождественский романс», Бродский написал в 1961 году. В то время совсем молодой поэт был хорошо известен, хотя не печатался и не состоял в Союзе писателей. Бродскому была чужда эстетика официальной литературы, более родной для него ощущалась культура прошлой эпохи. Свое отношение к советской жизни поэт и выразил в «Рождественском романсе» через противопоставление Рождества и Нового года, Петербурга и Москвы, поэзии Серебряного века и официозной советской литературы.

Через десять лет в канун праздника Бродский напишет стихотворение «24 декабря 1971 года». В нем поэт снова критикует советский быт, но появляются и другие мотивы. Например, исчезает явная оппозиция Рождества и Нового года: поэт чувствует, что люди, пусть и неверующие, все равно имеют волю к празднованию Рождества.

Следующее стихотворение, «Рождественская звезда», было написано Бродским на пике его мировой славы — в 1987 году. За 20 дней до его написания он получил Нобелевскую премию. При этом рождественские стихотворения поэта меняются. Если раньше в них можно было найти сложные литературные отсылки, то в «Рождественской звезде» аллюзии становятся очевидными.  

Антон Азаренков, доцент департамента филологии и специалист по неподцензурной советской литературе

Азаренков Антон Александрович

Я очень благодарен за возможность поговорить о рождественском цикле Бродского с действительно заинтересованными людьми. Было тепло, неформально и здорово.

«Рождественский романс» — это очень простое, с точки зрения стиля, стихотворение. Взять хотя бы школьную отсылку в первой строке «В холодную пору…» к некрасовскому стихотворению «Однажды в студеную зимнюю пору…». Посмотрите и на очищенную от любой образности лексику: местность, поверхность. В общем, ни дать ни взять школьное сочинение.

В более поздних рождественских текстах Бродский окончательно отходит от социальной и личной проблематики, свойственной его ранним рождественским стихам. Теперь поэт пишет тексты о самом празднике — его символах и антураже.  

После завершения лекции еще долгое время слушатели задавали вопросы спикеру о других стихотворениях Бродского и современной популярности поэта среди молодых людей. Некоторые участники лекции лично подходили к спикеру, чтобы поблагодарить за лекцию и задать интересующие вопросы.

Интересные факты, которые мы узнали на лекции

1. Иосиф Бродский считал Анну Ахматову своим литературным и духовным примером

Для Иосифа Бродского и других неофициальных поэтов была очень важна связь с поколением «бывших» — так называли поэтов Серебряного века русской литературы в новых советских условиях. Поэтому знакомство с Анной Ахматовой в 1961 году стало для Бродского значительным событием в его жизни и, как признавался сам поэт, именно Ахматовой он был «обязан 90 процентами взглядов на мир».

2. В стихотворении «Рождественский романс» поэт спрятал множество отсылок к русской литературе

Эпитет «желтый», например, отсылает к цветовой гамме, с помощью которой Достоевский и поэты Серебряного века традиционно описывали Петербург. Есть в стихотворении и связь с поэмой «Двенадцать» Александра Блока: знаменитая рифма «вечер — ветер», которая в поэме описывает обстановку революционного Петрограда. Эти отсылки помогают поэту выразить свою приверженность старой поэтической традиции.