«Олимпиада – это правильная стратегия Вышки!»
Выпускник факультета социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Антон Казун продолжил свое обучение на магистерской программе «Экономическая социология» (НИУ ВШЭ, Москва), куда он поступил, как и в свое время на бакалавриат, по итогам Олимпиады. Антон рассказывает о том, как сейчас развивается его образовательная и научная траектория, и какая роль во всем этом Высшей школы экономики.
Выпускник факультета социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Антон Казун продолжил свое обучение на магистерской программе «Экономическая социология» (НИУ ВШЭ, Москва), куда он поступил, как и в свое время на бакалавриат, по итогам Олимпиады. Антон рассказывает о том, как сейчас развивается его образовательная и научная траектория, и какая роль во всем этом Высшей школы экономики.
Немного об Антоне в его бытность студентом Питерской вышки:
Антон Казун дважды получал повышенную академическую стипендию и единожды – стипендию Правительства РФ, закончил учебу в бакалавриате с красным дипломом. Координировал проект «Академический рост», участвовал и помогал в организации игр «Что? Где? Когда?», КВН, Спартакиада и др., возглавлял Студенческий совет факультета социологии.
- Антон, закончив факультет социологии, Вы поступили в магистратуру экономической социологии. Что изменилось в содержании Вашей образовательной программы?
- Знания, которые нам дают, носят более прикладной характер. Лекции читают люди, которые занимаются маркетинговыми исследованиями, проводят юридические экспертизы и т.д. Потому мы часто обсуждаем реальные кейсы из российской практики. Впрочем, осталось и много методологических дисциплин. Кроме того, появилась реальная возможность выбрать те предметы, которые тебя интересуют, даже если они читаются на других программах.
- Чем Вы занимаетесь помимо обучения? Совмещаете учебу с исследованиями или профессиональной деятельностью?
- Помимо обучения в этом году я работал по индивидуальному исследовательскому гранту в Международном Центре Изучения Институтов и Развития при ВШЭ. Темой моего исследования была проблема силового давления на бизнес в России. Сейчас готовится публикация в зарубежном журнале. В дальнейшем я планирую продолжать сотрудничество с МЦИИР.
- Расскажите, пожалуйста, поподробней о вашей работе в МЦИИР. Как вам удалось туда попасть?
- МЦИИР – это одна из международных лабораторий, созданная в ВШЭ в 2011 году. Партнерами являются Колумбийский университет, а также Университет Висконсин-Мэдисон. В настоящий момент в МЦИИР собралась действительно междисциплинарная команда из экономистов, юристов, политологов и социологов. Проект по силовому давлению на бизнес предполагает изучения феномена, ставшего наследником силового предпринимательства 1990-ых. В рамках этой темы я изучал деятельность Центра Общественных Процедур «Бизнес против Коррупции», организации, аналогов которой в России пока не было. Используя свой политический вес, ЦОП «БПК» помогает предпринимателям, ставшим жертвами рейдерских захватов, а кроме того, инициирует изменения законодательства – в частности обсуждаемую в настоящий момент амнистию для предпринимателей. Попасть в МЦИИР в целом не очень сложно, но по индивидуальному гранту на мое направление претендовали более десяти человек, взяли только меня. Кроме того, было еще три направления с таким же конкурсом. Отбор осуществлялся на основе дипломной работы или статьи кандидата, его резюме, а также личного собеседования.
- Проучившись год в Москве, Вы уже можете сравнивать две Вышки – по вашему мнению, в чем различия и схожесть двух кампусов?
- Неоспоримым преимуществом Москвы является обилие возможностей – и для исследований и для работы, которую зачастую предлагают преподаватели, ведущие занятия. Преимуществом Питерской Вышки является ее размер – все знают друг друга, проще общаться со студентами других факультетов. Если кто-то чем-то занимается, то об этом знают все. В Московской Вышке легко можно заниматься чем-нибудь, даже не подозревая, что в соседнем корпусе кто-то делает то же самое.
- Трудно ли было поступать и теперь учиться? Чем помогло Вам обучение на бакалавриате питерского кампуса?
- В магистратуру, как и в бакалавриат, я поступил по олимпиаде. На мой взгляд, это очень правильная стратегия со стороны Вышки, от которой выигрывает и вуз и студенты, имея возможность обезопасить себя, получив гарантированное поступление. За олимпиаду в магистратуре я получил 100 из 100, в целом это нетрудно, если знать, о чем писать, и что от тебя хотят получить. Очень помогает, конечно, прочитанная литература. Собственно это первое, чему должна научить Питерская Вышка – читать много разной литературы, в том числе на английском языке. Если бы мне на первом курсе бакалавриата сказали, что я смогу читать научную литературу без перевода, я бы не поверил, но сейчас этот навык выглядит само собой разумеющимся. Без английского языка в московской магистратуре трудно, хотя и возможно – с условием, что ты его все равно выучишь.
Питерская Вышка учит общаться с различными студентами и преподавателями, не замыкаться только на своем факультете. Очень важно понимать, чем занимаются на факультетах менеджмента, политологии, экономики, юриспруденции и др., иначе есть риск навсегда остаться в башне из слоновой кости. Да и профессиональное знание распространяется не только и не столько на лекциях, сколько в неформальном общении.
Кроме того, очень важным навыком является умение писать всевозможные заявки на конференции, школы, гранты и т.д. Этот навык жизненно необходим всем, кто хочет заниматься наукой, также как и тем, кто ей заниматься не хочет. Нужно понимать, что хочет от тебя руководитель или заказчик, как с ним общаться, как привести свою работу в соответствие с формальными требованиями. Умение соответствовать стандартам и поспевать за дедлайнами зачастую является не менее важным, чем сама работа. Важно и философское отношение к неудачным заявкам - хорошо, если проходит каждая третья. Некоторые студенты подают одну – две заявки, проигрывают и, считая себя неудачниками, никогда не пытаются снова. Это не правильный подход. Необходимо совершенствовать качество и умножать количество, тогда цель будет достигнута.
- Антон, какие Вы видите для себя перспективы, и какую карьеру планируете для себя?
- На ближайший год все достаточно очевидно – продолжать обучение в магистратуре и сотрудничество с МЦИИР. Далее я намерен продолжить свое образование, но пока еще не решил, где именно. Возможностей вокруг действительно много, необходимо лишь принять решение. В перспективе меня привлекает деятельность на стыке между реальной практикой и институтом образования. Возможно, я попытаюсь совмещать работу/бизнес с наукой или преподаванием. Впрочем, не исключено, что сначала придется потратить на свое образование еще несколько лет.
Подготовила Наталья Гросс