• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Определены победители конкурса "Как я поступал в Вышку"

Опубликованы победители конкурса "Как я поступал в Вышку". Участник конкурса из Питерской Вышки студент 2-го курса факультета менеджмента Анги Схведиани занял второе место. Публикуем работу Анги "История маленькой куклы".

Опубликованы победители конкурса "Как я поступал в Вышку". Участник конкурса из Питерской Вышки студент 2-го курса факультета менеджмента Анги Схведиани занял второе место. Публикуем работу Анги "История маленькой куклы".

«Утро. Черно-белая комната. Окна зашторены. Свет еле-еле пробивается, освещая светом узкие полоски пространства и подсвечивая тысячи пылинок. Поворачиваюсь на спину. В голове как будто перекати-поле  бегает, ударяясь о стенки мозговой коробочки и причиняя неприятные ощущения. Смотрю в потолок. Сквозняк из приоткрытого окна ловко пробивается в щель между шторами и окутывает мои ноги. Подбираю их под одеяло и начинаю мысленно перебирать список дел. К слову, тогда уже было 19 июля 2011 года, а я собирался подавать документы в последний, пятый, университет. По правилам: 5 университетов, 15 факультетов, целый месяц ожидания, в конце которого станет понятно,  получил ли я шанс в жизни или недостоин этого. Окупились ли мои старания или все пошло прахом? Прием документов должен был закончиться 24 числа, а результаты будут известны только 30-ого. Даже если попаду в рейтинг – все равно нет никаких гарантий. Любой может занять мое место и ничего кроме платного варианта не останется. Последним университетом была Высшая школа экономики – недосягаемая мечта… Я знал, что шансов у меня нет. 293 балла по четырем предметам для такого вуза, как Вышка – семечки. Но все равно надеялся. А вдруг прорвусь?..

Быстро перекусил на кухне и начал собираться. К тому моменту уже все надоело. Хотелось сжечь за собой мосты и уехать далеко-далеко отдыхать. Только бы сбежать от этого ада. В двух университетах мне прямо сказали, что только на коммерцию – подписывай договор и потом приходи, оплачивай и учись на здоровье. Еще  в одном просто приняли документы без лишних слов, лишь оговорились: «Вы понимаете, что тут всего лишь 10 бюджетных мест на эту специальность?» – «К сожалению, да». А в четвертом заставили ждать около часа, прежде чем приняли у меня документы. Сказали, что баллы неплохие, успокаивали, помогли, чем могли, посоветовали, как и куда поступать. Конечно, после того, что я прошел в предыдущих трех, они казались ангелами. Но, тем не менее, я не хотел к ним…

Так, паспорт, копии сертификатов ЕГЭ, аттестатов, справка, проездной – вроде все. Скрежет замка за спиной – снова в путь. На улице солнце и веселье: радостные дети бегают туда-сюда наперегонки, гоняют на велосипедах и хрустят чипсами. Кто чуть старше – скейтбоды с ягуаром и детские понты. Я же бледной тенью плыл по улицам, огибая их по краю тротуара. Сил уже ни на что не оставалось. Напоминаю себе желеобразную массу, которая не знает ни кто она такая, ни что ее ждет, ни того, что делать дальше. Все изменилось: привычная система координат устарела, и время просто вышвырнуло меня оттуда, оставив в подвешенном состоянии. Я уже не был учеником школы номер такой-то, класса такого-то. Тряпичная кукла, которая лежит, никому не нужная, на асфальте. У нее есть мечты. Хочет стать сильной и взрослой. Изменить тот порядок вещей, который сейчас существует, быть полезной, расти и развиваться. Ей хочется, чтобы мечта воплотилась в жизнь.… Один единственный раз пусть эта мечта сбудется, пусть ее возьмут в университет, который сможет дать ей все это и помочь стать лучше. Ожидание отравляет надежду. Страх остаться там, на асфальте среди сотен таких же, как и она, забракованных экземпляров, которые потом вывозят на специальный полигон и давят гусеницами трактора. И все что остается от них – разбитое тело, согнутое в судорогах сигарет, алкоголя и третьесортной работы, где их превращают в безликий механизм обеспечения благ для других, пока еще целых кукол.

В метро никого нет. Прикладываю карточку к считывающему устройству на турникете. Красный.… Еще раз – опять красный. Ладно – пойду, оплачу – красный. Третий раз подряд. Оказывается, я уже не школьник…

Коричневая стальная дверь, желтая вывеска с черными буквами на ней: Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал. Снимаю белую кепку, поправляю черные волосы – как на свадьбу отправляюсь. По сути, все так и было. 

Захожу немного потерянным в прохладу кондиционируемого помещения. Одна из девушек за столиком мне просигналила рукой. Сажусь. Отдал ей свой пакет документов – сказал, что на экономику, менеджмент и социологию буду поступать. Она защелкала мышкой, потом начала под мою диктовку заполнять бланки.

- Вам какого цвета скрепкой дело подшивать?

-А их много?

На стол сыплется целый мешочек.

-Очень: есть белые, синие, зеленые, серые и даже фиолетовые…

-А можно вон ту – желтую?

Застыла, как вкопанная, на своем месте.

-Какую?

-Желтую, пожалуйста.

-Вы простите, пожалуйста, а почему именно ее?

- Желтый – цвет счастья и радости, энергии и жизни. Точнее, это надежда на новую жизнь. И очень хочется, чтобы она настала….

-Просто я тут 2 недели уже работаю, а вы первый, кто попросил именно ее – желтую. Обычно парни выбирают зеленый, а девушки синий или серый. А Вы сюда собираетесь поступать?

-Хотелось бы, да вот только, кажется, зря. Всего 293 балла. Сами понимаете.

-Да ну тебя. Все получится.

Загадочная улыбка, росчерк в договоре. Вышел из приемной комиссии и направился к небольшой роще при Никольском соборе. На улице было все так же жарко, а на часах около четырех дня пополудни. Сдался. Последний пакет документов ушел. Улыбка девушки боролась внутри меня с суровым жизненным скептицизмом. Чудес не бывает. Всего 80 мест. Я по общему рейтингу уже где-то на 200  или 300 каком-то там. Шанс, что кто-нибудь из ребят откажется от поступления в такой университе, ничтожен. Я, конечно же, вместе с копиями отдал и оригиналы. На что надеюсь… сам не знаю. Сил не осталось. Сидел на белоснежной скамейке и думал под лучами северного солнца, что же я там забыл. Поступи я в четвертый университет – мог бы выпросить у отца велосипед, о котором мечтал с детства, и каждое утро ездить туда на нем. Учеба там легкая, как сообщали авторитетные источники, да и знакомые есть. Но все же нет. Вопреки рассудку и здравому мышлению. Хотел в Вышку, тянуло туда. Кукла хотела стать живой и не врать больше самой себе, окружающим, хотела отстаивать свою точку зрения и стать сильной и умной. Она не хотела иметь ниточки за спиной. Хотела быть свободной. Хотела стать одной из «белых ворон».

Помню молчаливое согласие людей в тот день, в 11 домах от Невского проспекта – там лежал мужчина на картонке из-под холодильника. На нем была засаленная шапка, прилипшая к волосам, съежившийся шерстяной пуловер, темные штаны. Перекошенное лицо мирно спящего человека, куцая борода. Продырявленный ботинок на правой ноге и половинка левой, закутанной в покрасневший целлофан, в который обычно в магазинах упаковывают нарезку и сыр…

А потом недалеко от него двое бардов пели песни и собирали денежку – официально на еду, но потом они мне признались: «ты же понимаешь, что это не на еду…. В смысле на еду тоже, конечно, отчасти, но в основном на фуел…» – «Да, понимаю»…

А в этот самый момент мама подходит к ребенку 2 лет, который стоит около цусимского обелиска – памятника экипажу эскадренного броненосца «Император Александр Третий» – что-то ему на ухо говорит, потом снимает штанишки и громко, на весь парк кричит: «Давай!». Гранитное основание окропляется детским фонтанчиком невинности…

И все молчали. Проходили мимо. Но молчали…

30 июля или первого августа – точно уже не помню – объявили результаты. Я был на 124 месте в списках факультета менеджмента. Набор 80 человек. А потом сказали о зеленой линии. Мол, если ты выше нее, то 100% проходишь. В тот год она составляла 290 баллов. Почти на 60 белых ворон больше плана стало в этом мире. И я был среди них. Чудеса случаются – главное верить! Неосознанно руководство Высшей школы экономики сотворило множество маленьких чудес своим решением о вводе зеленой линии. Спасибо Вам за это!

Сейчас я координирую работу научно-учебной группы на факультете менеджмента, организую международные конференции, являюсь действующим куратором самой лучшей в мире группы подопечных, успел написать 4 научных статьи, организовать благотворительную ярмарку в команде со своими коллегами и провести с десяток других мероприятий и реализовать несколько собственных проектов. Вырос, стал крепче стоять на ногах, благодарен этому университету за то, что он подарил мне шанс на будущее, открыл доступ ко всем тем возможностям, которые скрывал от чужих глаз. Я им воспользуюсь в полной мере. Обещаю. А сейчас, пожалуй, пойду спать. Когда я садился писать этот рассказ, было темно и  2 часа ночи, а сейчас 6.29 утра и над северной столицей уже давно светит солнце. Хочу перед уходом сказать только одно: «Приходи. Не пожалеешь. Удачи и до скорой встречи!»