• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Теперь нам с этим жить»: как прорывные технологии меняют образование

«Теперь нам с этим жить»: как прорывные технологии меняют образование

© yace.yandex.ru/

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие представители университета приняли участие в четвертой конференции о людях и технологиях в образовании Yet another Conference on Education (YaC/e-2023), организованной «Яндексом» совместно с Томским госуниверситетом. На конференции обсуждались различные аспекты применения в обучении искусственного интеллекта и других прорывных технологий, а также вопросы выбора профессионального пути и взаимодействия университетов с работодателями.

YaC/e-2023 состоялась 15 ноября в онлайн-формате. В программу были включены более 30 дискуссий по актуальным проблемам современного образования. Вели конференцию Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу «Яндекса», и Дарья Маслова, руководитель направления «Онлайн-обучение» Института дистанционного образования Томского госуниверситета.

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и заведующий Центром анализа данных и машинного обучения НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, руководитель программ развития искусственного интеллекта в ПАО «Газпром нефть» Алексей Шпильман обсудили тему «Нейросети в образовании: ожидания и опасения». В роли модератора выступил директор по развитию технологий искусственного интеллекта в «Яндексе» Александр Крайнов.

Ярослав Кузьминов

На вопрос модератора, приведет ли использование больших генеративных моделей к тектоническим сдвигам в системе образования, Ярослав Кузьминов ответил утвердительно: «Профессионально состоятельный, продвинутый искусственный интеллект может решить ключевую проблему, снять ключевое ограничение массового образования, которое существует с XVII века, когда люди стали учиться в классах, — неполную обратную связь».

Ярослав Кузьминов считает, что сейчас у преподавателя хватает времени на содержательное взаимодействие лишь с ядром класса, а остальные ученики остаются на периферии, чувствуют себя недооцененными и становятся образовательно неуспешными. «Если мы половину образовательной неуспешности сократим благодаря генеративным моделям, а это как раз возможно, то добавим в ВВП примерно 10%. И самое главное — у нас профессия учителя станет такой же, как профессия режиссера, — концентрированно творческой», — заключил он.

Алексей Шпильман

Появление искусственного интеллекта Ярослав Кузьминов сравнил с появлением печатной книги, а Алексей Шпильман — с появлением интернета. «Я веду курс по машинному обучению, и эта наука меняется быстрее, чем по ней успевают писать учебники. Студенты просят дать им материалы, но они устарели пять лет назад. А если у меня будет, условно говоря, онлайн-помощник — модель GPT, то она даст актуальные ответы на индивидуальные вопросы. Мне кажется, это будет революция, я на это надеюсь и готов прикладывать к этому силы», — отметил Алексей Шпильман.

По оценке научного руководителя НИУ ВШЭ, проблема доступа к знанию уже решена благодаря массовым онлайн-курсам, и такие курсы ведущих университетов мира лучше, чем живые лекции. А искусственный интеллект может быть ментором учащегося по базовым моментам. «Или тебе слишком дорого найти такого человека, или ты эмоционально с ним не совпадешь, а тут перебором можешь найти того, кто будет помогать тебе делать задания. Это такой включенный преподаватель дома — репетитор, но не профессор. Профессором он в обозримом времени не будет», — пояснил Ярослав Кузьминов.

В других дискуссиях, состоявшихся на конференции, приняли участие директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев и декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Иван Аржанцев.

Евгений Терентьев

Евгений Терентьев заявил, что новая реальность — это вызов для преподавания и системы оценивания: «Если мы не переходим в радикальный формат платоновской академии, подразумевающий только устные дискуссии, то возникает вопрос, не использовался ли студентами ChatGPT. Я не вижу в этом большой проблемы: чтобы его использовать с умом, нужно обладать определенными навыками, и этому можно учить. Если мы хотим сохранять контроль над качеством обучения, то, наверное, нужно думать, как на это реагировать, менять некоторые формы».

По мнению директора института, искусственный интеллект хуже справляется с задачами, которые нацелены на развитие навыков более высокого порядка. Он выдает информацию на основе уже имеющихся сведений, а с продуцированием нового знания справляется хуже, потому что не обладает креативностью, и университету нужно играть именно на этой поляне. Ведь у студентов есть запрос не только на знания, но и на активное вовлечение во внеучебную деятельность, а это гораздо более продуктивный способ развития навыков, универсальных компетенций, чем аудиторные форматы.

«Задача университетов — пересобрать форматы внеучебной деятельности, удар по которым нанес COVID-19. Это может быть конкурс КВН, форматы, связанные с академическими кружками, развитием навыков. Недавнее исследование Института образования показывает, что участие в деятельности студсоветов может стать каналом развития критического мышления и умения работать в команде», — сказал Евгений Терентьев.

Иван Аржанцев

В свою очередь Иван Аржанцев констатировал наличие двух диаметрально противоположных точек зрения на появление нейросетей. «Первая точка зрения — полная революция, все поменяется, вторая — новый полезный инструмент, будем адаптироваться, учиться. Я человек консервативный, считаю, что сфера образования должна быть консервативной, и поэтому склоняюсь ко второй. Как минимум когда мы говорим о профильном образовании в области IT, информатики, безусловно, изменения происходят, но это не взрыв, не революция», — считает он.

По его мнению, распространение нейросетей не повлияет на востребованность студентов ФКН: можно ожидать, что искусственный интеллект заменит человека разве что в том программировании, которое не требует высокой квалификации. «Поступая к нам, абитуриенты радуются, а став студентами, радуются вдвойне, что сделали правильный выбор. Они слишком много знают про это, они абсолютно в тренде», — добавил декан.

Как и другие спикеры, он обратил внимание на изменения в учебном процессе, происходящие в связи с использованием студентами ChatGPT: «Хорошо помню реакцию наших профессионалов, которые занимаются генеративными сетями. Когда появились первые новости о ChatGPT, они пришли и сказали: это серьезно, теперь нам с этим жить». Одним из возможных способов решения проблемы Иван Аржанцев назвал переход к устным экзаменам. Преподавая алгебру, сам он предпочитает именно такой формат проверки знаний.

В YaC/e-2023 приняли участие представители студенчества. Гостями ведущих конференции в студии стали Лера Коровина и Нарек Абрамян — студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Нарек является амбассадором «Яндекса», то есть рассказывает об этой компании студентам и помогает им попасть туда на стажировку, а Лера проходит стажировку в «Яндекс.Погоде» в должности менеджера продукта.

Ребята поделились впечатлениями от учебы, работы, студенческой жизни и рассказали, как находить между ними баланс. По оценке Леры, очных пар, которые студент обязан посещать в университете, становится меньше, внеаудиторной работы — больше, а основной частью учебы являются проекты. Их можно выполнять в любое время (и это облегчает совмещение работы и учебы), их предлагают студентам как преподаватели, так и представители компаний, которые реально включаются в учебный процесс. «Университеты как будто становятся гибче», — заключила студентка.

Видеозаписи дискуссий конференции доступны здесь.