Высшая школа экономики: 89 % стартапов планируют зарабатывать в России
По данным исследования Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, проведенного в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST, 89 % стартапов назвали ключевым для себя российский рынок.
В опросе приняли участие более 250 IT-проектов, подавших заявки на фестиваль HSE FEST. Предметом исследования стало определение приоритетных рынков, а также использование проектами современных технологий искусственного интеллекта.
Опрос респондентов показал, что 89 % участников исследования назвали Россию приоритетным рынком развития. При этом 65 % проектов разрабатывают решения, направленные на замену импортных аналогов. Порядка 80 % импортозамещающих продуктов разрабатываются для сфер образования и медицины.
«Российские стартаперы понимают, что в перспективе могут выйти на международные рынки, например, через Азию или Латинскую Америку, но сейчас стремятся стать лидерами именно в российском сегменте, — комментирует итоги исследования директор Центра инновационного предпринимательства Питерской Вышки, организатор HSE FEST Елена Климшина. — Тому есть несколько объяснений. Во-первых, высокий уровень развития IT-индустрии и высокий уровень интеллектуального капитала в нашей стране. Во-вторых, многих привлекает перспектива занять освободившуюся после ухода иностранных компаний нишу в противовес сложностям, связанным с выходом на международные рынки.
Также из интересного — среди участников фестиваля мы наблюдаем большое количество проектов по направлениям образовательных, медицинских и зеленых технологий. Бум образовательных проектов можно объяснить высоким запросом поистине гигантской аудитории на качественное улучшение своих жизненных обстоятельств и при этом низким порогом входа в рынок. Медицинские проекты и зеленые технологии гораздо сложнее в разработке, привлечении финансирования и продвижении. Но, на мой взгляд, такими проектами зачастую занимаются искреннее заинтересованные люди, можно даже сказать — альтруисты, готовые ради идеи бороться со всеми возникающими сложностями».
До последнего времени молодые IT-компании традиционно стремились работать на внешних рынках, в первую очередь в Северной Америке и Европе, тогда как Азия, Ближний Восток, Латинская Америка и Африка часто рассматривались либо как малозначительные, либо как недоступные рынки. Однако рост транзакционных издержек и рисков на внешнем рынке делает такую стратегию развития стартапа менее привлекательной, что подтверждается результатами исследования.
44 % проектов назвали целевыми страны Азии, рынок ЕС — 40 %, Латинская Америка сравнялась с США по привлекательности — 33 %. Страны Ближнего Востока и Африки к целевым отнесли 29,6 % и 25,9 % респондентов соответственно.
По результатам исследования, 74,9 % проектов из числа опрошенных используют различные технологии искусственного интеллекта. Из числа наиболее интересных и перспективных технологий участники отметили следующие: нейросети (в том числе ChatGTP, BingGPT и прочие) — 70,4 %, машинное обучение и предсказательная аналитика — 40,7 %, обработка текстов на естественном языке — 33,3 %, интернет вещей — 29,6 %.
Сфера применения ИИ обширна: от переработки отходов и увеличения доли вторичного сырья до работы с альтернативными источниками энергии, телемедицины и онлайн-обучения. Кроме того, решения на базе ИИ помогают автоматизировать и оптимизировать рабочие процессы, а также кастомизировать продукты и услуги. Также 18,5 % опрошенных обратили внимание на важность обеспечения кибербезопасности своих компаний.
Всероссийский фестиваль университетских технологических проектов HSE FEST — это ежегодное событие для научно-технологических стартапов, которые могут получить менторскую поддержку со стороны опытных и успешных бизнесменов и корпораций, а также привлечь внимание потенциальных инвесторов.
Прием заявок на участие в фестивале продлен до 15 октября. Зарегистрировать свой проект можно по ссылке.
Климшина Елена Викторовна
Центр инновационного предпринимательства: Директор центра