«Профессия специалиста по SRE дает возможность почувствовать себя Шерлоком Холмсом»
В Питерской Вышке открыта магистерская программа «Внедрение и оптимизация комплексных информационных систем». На ней готовят специалистов по цифровизации, которые помогут автоматизировать рутинные процессы бизнеса. Программа реализована совместно с компанией «1С», ее сотрудники читают четверть учебных курсов. Как цифровизация меняет рутину и какие знания нужны разработчику — рассказывает Никита Старичков, заместитель директора по работе с научно-исследовательскими университетами ООО «1С».
— Как внедрение информационных систем помогает бизнесу развиваться?
— Детальный ответ зависит от отрасли, от типа и специфики компании и так далее. Но все-таки цель обычно одна — помочь бизнесу работать эффективнее. Причем речь не только про прибыль — информационные системы экономят время сотрудников, избавляют их от рутины, делают их работу удобнее и приятнее, что тоже очень важно. Сейчас автоматизацией своего бизнеса занимаются компании самого разного размера — от небольших магазинов до крупнейших холдингов.
Начну с простого примера. Вот я сам разработал для себя за полчаса простейшее приложение на нашей платформе «1С:Предприятие» — это такая low-code-платформа, заточенная на быструю разработку бизнес-приложений. Там я записываю коротко для себя пометки, кто что из сотрудников сделал и что делает. Там же веду учет задач сотрудников, свой график встреч, пишу короткие заметки для себя. По сути — это такое небольшое приложение-помощник. Важно, что оно сделано ровно под мои потребности и мне удобно, в нем нет ничего лишнего. Понятно, что это очень примитивный пример. Но сейчас на цифровые рельсы массово встают и крупные предприятия. На многих внедряются решения класса ERP (например, наше решение 1C:ERP) — это такой класс систем для комплексной автоматизации компании. Такие системы очень удобны и эффективны — в одном месте, в одном приложении аккумулируются все бизнес-процессы предприятия: снабжение, производство, сбыт, финансы, планирование, управление персоналом и другие. Вот тут, в том числе, появляется настоящая Big Data — всю собранную в системе информацию можно и нужно использовать для анализа работы компании, для принятия управленческих решений и так далее.
— Какие есть основные опасения, связанные с внедрением IT-инфраструктуры?
— Опасения только в том, что проект внедрения может быть сложным. А будет ли нормально работать? А привыкнут ли мои сотрудники? А повысится ли эффективность работы? А вот деньги, которые я трачу на проект, — это оправдано? Может быть, направить их по другому предназначению?
Эти опасения понятны, но лучший контраргумент тут — уже реализованные проекты. Живые примеры, как и что получилось, какой результат принесло. Ну и нужно понимать, что сейчас использование информационных технологий — это уже не конкурентное преимущество, это то, что должно быть, чтобы конкуренцию не проиграть. В том числе тем, кто у себя цифровые решения уже внедрил.
— Почему многие компании хотели бы иметь собственное подразделение IT-архитекторов?
— Ну, все-таки не прямо подразделение IT-архитекторов, а IT-подразделение, где в том числе есть и архитекторы. Это желание зачастую связано с масштабами компании. Небольшим предприятиям проще обратиться в профильные организации, заказать конкретные услуги по разработке и внедрению. Для них это выгоднее, потому что задач немного — иногда внести доработки, обновить используемые решения. Когда компания огромная и сотрудники регулярно предлагают доработать систему, может быть проще и эффективнее иметь собственный отдел разработки. Мне знакомы компании не из IT-отрасли, у которых в IT-отделах не то что десятки, а сотни разработчиков.
— Нужны ли специалистам этой области дополнительные знания — не из IT?
— Если мы говорим про архитектурно-инфраструктурную часть (именно с технической точки зрения), то не так важно, что конкретно это приложение делает: считает зарплату и налоги или учитывает выпущенные батоны. Мы смотрим, какие есть запросы к базе данных, какой профиль нагрузки, как он формируется, стандартные операции, что работает эффективно, а что — нет. А дальше занимаемся технической оптимизацией, при этом глубокое понимание предметной области не так важно.
Если мы говорим про бизнес-логику и функциональные возможности, то здесь нужно понимать предметную область — и без этого прямо совсем никуда. Разве человек, который ничего не понимает в фотографии, сделает лучший в мире фоторедактор? Он просто не знает, что нужно фотографам и дизайнерам. То же самое с бизнес-приложениями. Как вы сделаете классное бизнес-приложение для нефтедобывающей компании, если вы не знаете, что такое апстрим или даунстрим (апстрим — поиск и добыча нефти, даунстрим — продажа нефтепродуктов. — Прим. ред.)? Вы просто не будете понимать, о чем говорит заказчик. Как раз поэтому мы нашу платформу «1С:Предприятие» делаем простой, эффективной для разработчиков. Мы хотим, чтобы человек концентрировался не на решении рутинных технических задач, которые очень часто среди разных бизнес-приложений одинаковы, а на бизнес-процессах, на предметной области, на специфике, чтобы конкретное предприятие могло работать наиболее эффективно и удобно. Отсюда, кстати, и объяснение, почему наша платформа реализует low-code подход — так мы упрощаем и ускоряем разработку.
Давайте посмотрим на примере. В любой организации появляются документы. Задачка: надо присвоить уникальный номер каждому из них. Простейшая история для программиста! А если создать документ, а потом отменить его создание? А если система работает на десяти серверах в разных часовых поясах и у нас несколько тысяч клиентов? Создать такую систему уже сложнее. Конечно, программист справится с этим на C++ за пару недель, но зачем заниматься такими рутинными вещами? В нашей платформе ты ставишь мышкой галочку — и все, нумерация работает.
— Насколько изменчива сфера внедрения IT-инфраструктуры? Что нужно, чтобы оставаться успешным в индустрии?
— Сфера IT развивается очень быстро: каждую неделю выходит что-то новое. Все это мы стараемся учитывать в нашей платформе — появляется новая технология, мы ее добавляем, чтобы бизнес-разработчики могли ее легко использовать, не разбираясь в ее внутренностях и тонкостях реализации. Они занимаются другим: зная весь спектр механизмов, их возможности и слабые места, они стараются максимально эффективно решать конкретные бизнес-задачи.
Предметная область меняется все же не так быстро. Тут важнее опыт, кругозор. Чем больше проектов в какой-то сфере разработчик сделал и компаний посмотрел, тем лучше он эту отрасль понимает. Сделал один проект, сделал другой, увидел как тут, увидел как здесь — и разобрался, со временем стал экспертом. Теперь уже он сам может говорить компаниям, как делать лучше.
— «1С» читает 25 % курсов на магистерской программе «Внедрение и оптимизация комплексных информационных систем». В чем заключается ваша миссия?
— Представьте: есть огромная корпорация. У них внедрено множество разных систем и подсистем. Поступает какая-то жалоба — что-то работает не очень эффективно. Чтобы в комплексной сложной информационной системе понять, что же там работает плохо и как это сделать лучше, нужен специалист экстра-класса.
В мире это направление называется SRE — Site Reliability Engineering, специалисты зовутся SRE-инженерами и обеспечивают работу высоконагруженных серверов. В «1С» есть своя система сертификации, такие специалисты носят гордое звание эксперта по технологическим вопросам. Этот человек должен понимать не только технологии «1С», но и то, как оптимизировать оборудование, работать с сетью, оптимизировать работу баз данных, как устроены операционные системы и многое-многое другое. У нас этот сертификат существует уже много лет, а получили его несколько сотен человек по всей стране. Такие профессионалы — очень важны, без них не обходится ни один проект крупного внедрения. Поэтому мы приняли решение создать программу, где как раз можно будет обучиться на такого специалиста, и вкладываемся в ее развитие. И еще, как вы могли понять из моих ответов выше, такие специалисты — на вес золота.
— А для вас чем интересна эта профессия?
— Я бы сказал, что профессия специалиста по SRE дает возможность почувствовать себя Шерлоком Холмсом. Перед тобой — огромная информационная система, и тебе говорят — болит. А дальше ты, используя свои знания, навыки, опыт, интуицию (куда же без нее), пытаешься найти, а что же болит, и исправить. Иногда, бывает, исправишь мелочь, а у большого количества людей процессы после этого просто летают. Очень крутое ощущение!
На программе «Внедрение и оптимизация комплексных информационных систем» 20 платных мест, обучение реализуется в дистанционном формате. В Питерской Вышке при поддержке Tele2 работает контакт-центр для абитуриентов. Задать вопрос о поступлении можно по телефону +7 (812) 980-00-30. Также абитуриенты могут обратиться в приемную комиссию по номеру (812) 644-62-12 или по почте abitur-spb@hse.ru.