Равенство в бизнесе: как поддержка близких может сократить гендерный разрыв
Профессор Департамента менеджмента Питерской Вышки Галина Широкова совместно с иностранными исследователями выявила роль окружения и культурных ценностей в успехе молодых предпринимательниц. Поддержка внутри группы увеличивает вероятность того, что женщины будут заниматься предпринимательством.
Вовлеченность студентов в предпринимательскую деятельность растёт с каждым годом, и эта тенденция прослеживается во всём мире. С одной стороны, на такой интерес влияет повышение уровня образования и технических навыков молодого поколения, с другой — процент безработицы в некоторых странах, вынуждающий людей создавать себе рабочие места.
С ростом интереса студентов к бизнесу всё острее звучит гендерная проблематика — по статистике молодые женщины реже занимаются предпринимательством, нежели мужчины. Что же влияет на деловую активность девушек и как повысить количественное преобладание женщин в коммерческой сфере?
На эти вопросы ответила профессор Департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Галина Широкова в ходе объединённого научного семинара стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Совместно с коллегами из Франции, Швеции и Эстонии Галина Викторовна провела исследование, выявляющее роль близкого окружения и национальной культуры на успех молодых женщин в бизнесе.
Учёные взяли за основу теорию о высокой степени связи индивида с окружающей средой и, используя метод многоуровневых пробит-регрессий, проверили её на данных глобального исследования предпринимательского духа молодых людей за 2018 год. Исследовательская группа Галины Викторовны Широковой выделила ответы 124 545 студентов из 33 стран от 16 до 34 лет. Все они — нарождающиеся предприниматели — женщины и мужчины, которые делают первые шаги в открытии бизнеса. Ученые посмотрели, как внутригрупповая поддержка — одобрение близких, а также культурные ценности повлияли на решение людей открыть своё дело.
Ранее исследователи выдвигали предположения, что женщинам в предпринимательстве свойственен более высокий уровень страха провала, из-за чего они чаще полагаются на сильные связи — семью, друзей и коллег, нежели на слабые — едва знакомых людей. Группа ученых для стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» на большом массиве данных подтвердила это предположение.
«Внутригрупповая поддержка положительно влияет на гендерный разрыв, увеличивая вероятность участия молодых женщин в предпринимательстве», — отметила Галина Викторовна Широкова.
Одобрение близкого окружения дает девушкам инструментальные и эмоциональные ресурсы для открытия бизнеса, что подчеркивает важность предпринимательских ролевых моделей в жизни студенток. В частности, внутригрупповая поддержка имеет большое значение для женщин в традиционных культурах из-за неравного доступа к возможностям и ресурсам для открытия своего дела. Для активных предпринимательниц, которые уже основали бизнес, одобрение близких становится даже более ценным фактором, нежели для начинающих.
Таким образом, полученные результаты указывают на жизненно важную роль окружения в создании и укреплении местных предпринимательских экосистем, то есть — они оказывают сильную поддержку как нарождающимся предпринимательницам, так и более опытным. Сокращению гендерного разрыва могут способствовать и развитие бизнес-культуры, которая учитывает интересы женщин, и целенаправленное обучение этой специальности в университетах.