• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Миллионный лик Петербурга

Город-призрак, город-музей, культурная столица или просто столица – определение роли города, болевых точек его прошлого и будущего – все это стало темой конференции «Санкт-Петербург в прошлом и в зеркале исторического наследия», которая состоялась 14 мая в главном корпусе Питерской Вышки.

Город-призрак, город-музей, культурная столица или просто столица – определение роли города, болевых точек его прошлого и будущего – все это стало темой конференции «Санкт-Петербург в прошлом и в зеркале исторического наследия», которая состоялась 14 мая в главном корпусе Питерской Вышки.

Как известно, год назад в петербургском кампусе НИУ ВШЭ открылся факультет истории. И нужно отдать должное удачливости коллектива факультета: и первый набор был произведен весьма успешно, и первыми среди факультетов историки открыли академическую аспирантуру. Академическая аспирантура предполагает полное погружение аспиранта в академическую работу, без отрыва на профессиональную деятельность на стороне, за это студенту-аспиранту планируется и выплата весьма существенной стипендии, и академическая мобильность, и серьезная научная экспертиза его исследований. Нужно сказать, что аспирантура историков уникальна не только в пределах кампуса, но и всех вузов Санкт-Петербурга.

Конференция, которая прошла вчера скорее носила публичный характер, что подчеркивалось присутствием на ней научного руководителя НИУ ВШЭ Евгения Ясина и близость к годовщине основания города – 27 мая – предполагало определенную нарочитость и мероприятия и выбранной тематики. Доклады были подобраны таким образом, чтобы освещать определенную сторону истории нашего города, поэтому картина в конце выступлений получилась вполне четырехмерной.

Прошлое Петербурга

Петр Егорович Сорокин, археолог Института истории материальной культуры РАН, рассказал о раскопках в Охтинском мысе. Долгое время там функционировал завод, и надежд у историков и археологов на то, что там сохранился хоть какой-то культурный слой, было немного. Однако оказалось, что заводские корпуса не сильно его повредили, археологам удалось обнаружить сразу несколько объектов: стоянку эпохи неолита, мысовое городище XIII века, крепость Ландскрона и Ниеншанц двух построек.

Главная проблема, которая возникает в этой связи – сохранение обнаруженных бастионов, а еще лучше – реконструкция и создание музея. К сожалению, владелец территории заказывает уже пятую культурно-историческую экспертизу, в надежде минимизировать количество памятников в этой зоне.

Новгородские аппетиты

О том, что устье Невы – место весьма интересное для строительства города-крепости знали новгородцы еще за сто лет до открытия в этих местах строительства столицы Петром Первым. Профессор Адриан Селин, директор Центра исторических исследований сделал доклад о том, как оценивали потенциал этой территории новгородское образованное общество.

К началу Смутного времени Невское устье считалось динамично развивающейся территорией новгородской земли. Район имел важное торговое значение внутри Московского государства, особенно в поздние годы Ливонской войны. На рубеже XVI-XVII веков в Невском устье стояла государева корабельная пристань, рядом поместье Богдана Корушева, церковь. Весной 1611 года в Невском устье разворачиваются инженерные работы, цель которых – подготовить техническую базу для взятия крепости Орешек. Именно эти работы дали начало городу Ниену, просуществовавшему здесь до 1703 года, пока его не взяли войска Петра.

После неудачного похода князя Трубецкого и князя Мизейного на Новгород, начитается период шведской оккупации новгородской земли. Боевые действия уже не велись, шло политическое противостояние между Москвой и Швецией. Поскольку в Москве слабо представляли, о чем идет спор со Швецией, любая информация о северных землях представлялась ценной. Москва выиграла информационную войну: десятками и сотнями новгородцы, рискуя жизнью, бежали на московскую сторону, где тут же были допрошены. Благодаря сохранившимся протоколам, мы знаем, как рядовые образованные новгородцы оценивали потенциал северо-западных земель. Топоним «Невское устье» фигурирует в этих бумагах очень часто. Новгородцы особое значение видели в этом районе, предполагая там успешную торговую факторию, замену неудачно расположенному Ивангороду, который так и не составил полноценной конкуренции городу Нарва.

Блестящая ошибка Петра

Выступление научного руководителя факультета истории профессора Евгения Анисимова скорее сравнимо с выступлением актера или писателя, чем ученого. Эмоциональность и поэтичность доклада подкупают и студентов и коллег. Что построил Петр? Зачем и для кого строил Петр? То, что этот город не для людей писали и современники царя, и хроникеры поздних поколений. Затевая стройку, Петр знал о наводнениях Невы, случавшихся каждые 5 лет. Нева однажды залила и самого Петра, чем вынудила его взяться за перо, чтобы записать свои наблюдения и мысли по этому вопросу. Три самых больших наводнения случились в 1777, 1824 и 1924 годах, и только 28 ноября 2011 года нашли способ регулировать наводнения.

Петербург основан на трудах и трупах, стремительная убыль населения восполнялась новыми партиями каторжников, крепостных и заключенных. Город начинали строить без плана, а потом планы постоянно менялись. Только при Екатерине стали оформлять в собственность землю, на которой строились дома поселенцев.

Петр относился ко всем потерям: и материальным и людским, как к должным. Требовал новых работников, взамен умершим, за время его правления почти из каждого русского города люди становились вынужденными петербуржцами.

Столицей город стали называть после того, как сюда приехало несколько сенаторов. На расстоянии пушечного выстрела от вероятного противника, оторванная от всей России, локацию новой столицы сравнивали с краем уха, такой была ее уязвимость. Шведский король Густав обещал десантироваться на дворцовой площади, чем в немалой степени взволновал императорский двор. Карл Маркс предрекал Российской империи «непрерывные имперские завоевания» ради укрепления безопасности своей столицы. Так оно и вышло: Финляндия, Литва, Латвия, Эстония уложились в эту концепцию.

В чем же причина этого порыва и решения Петра? В нелюбви к Москве, которая ассоциировалась у него с тяжелым детством и тревожной юностью. Петербург для него стал личным Амстердамом, сюда он стремился при малейшей возможности. Неприятие прошлого стало мощным стимулом к реформам.

Биография Невы

Доцент факультета истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Юлия Лайус рассказала об истории приспособления города к реке и о влиянии Невы на Петербург. Биографии у рек разные, Нева с Петербургом находится еще в поиске общего языка. Например, только 28 ноября 2011 года город наконец-то научился управлять наводнениями, была, наконец, реализована идея 200-летней давности.

Нева с Петербургом находятся в бесконечном диалоге. Когда Петр выбирал место для столицы, его решение было в достаточной мере рациональным: он искал территорию с большой рекой, которая выходила бы к внешнему морю. К сожалению, в России таких мест немного. Да и назвать рекой Неву сложно, это протока Ладожского озера, воды которого вышли из берегов во время таяния льдов 4-6 тысячелетий назад. Через угрозы и помощь, которые таит в себе Нева, пишется биография этой полноводной реки, и судьба ее, по-видимому, уже неразрывно связана с Петербургом.

Нева меняется, еще в начале ХХ века каждую зиму по реке прокладывали трамвайные рельсы, ее лед был настолько стабилен, что оправдывал такие вот инвестиции в ледовую инфраструктуру. В отличие от других «столичных» рек воду из Невы обитатели ее берегов потребляют, таким образом, связь петербуржцев со своей рекой сохраняется самым непосредственным образом.

Подготовила Татьяна Чернова