• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как растут города и рынки

На этот вопрос планируют дать свои ответы ведущие экономисты мира на Второй международной научной конференции "Теория рыночных структур и пространственная экономика", организуемой Лабораторией теории рынков и пространственной экономики, которая состоится 27-28 июня 2013 года.

На этот вопрос планируют дать свои ответы ведущие экономисты мира на Второй международной научной конференции "Теория рыночных структур и пространственная экономика", организуемой Лабораторией теории рынков и пространственной экономики, которая состоится 27-28 июня 2013 года.

Еще одно подобное мероприятие организовывается совместно с факультетом экономики Европейского университета в Петербурге, планируется в октябре. По представительству и количеству влиятельных зарубежных ученых, которые приглашены и уже подтвердили свое участие в этой конференции, это – действительно большое событие в научной жизни Петербурга, не так много экономических конференций с большим количеством участников такого высокого уровня проходит в Северной столице. Экономическая наука в Петербурге в советские годы сильно пострадала из-за идеологического прессинга. И сейчас приходится возрождать ее заново. Есть всего несколько университетов, которые осуществляют эту миссию, и Вышка, представленная Лабораторией - одно из таких мест.

Один из самых интересных участников конференции - Кристиан Беренс из университета Квебека, он занимается пространственной экономикой и теорией роста городов. Исследуемые им модели учитывают две основные экономические силы градообразования. Во-первых, города, географическое положение которых позволяет успешно торговать с другими городами, имеют больше шансов на развитие. Во-вторых, города растут по цепной реакции: если город уже достиг некоторого уровня, возникает так называемая экономия от агломерации: люди стремятся жить и работать там, где уже много людей. В частности, сильные профессионалы предпочитают работать с сильными коллегами. Это вроде бы и так очевидно, но Кристиан пытается формализовать этот процесс и создать теорию, которая доступно бы объясняла эти процессы с точки зрения экономической науки. Он рассматривает много городов с разными характеристиками, которые взаимодействуют между собой. Немаловажная часть работы Кристиана - компьютерное симулирование, которое позволяет оценить, что происходит в его описательных моделях, и выбрать параметры так, чтобы теоретическая модель была похожа на действительность. Это очень сложная работа, в которой применяется множество разных интересных методов, которыми владеют немногие исследователи.

Фредерик Робер-Нику из университета Женевы занимается проблемами экономического роста. Он был одним из тех, кто предложил использовать результаты теории несовершенной конкуренции для объяснения влияния инноваций и человеческого капитала на темпы долгосрочного экономического роста. Также Фредерик занимается международной торговлей, он анонсировал доклад на конференции на тему «Торговля и города: о неравномерности эффектов либерализации торговли». Речь пойдет о том, что большие города получают иные выгоды от торговли, нежели маленькие. Возможно, это связано с тем, что в больших городах есть рынки, которых нет в других городах. В маленьких городах, например, не очень развит рынок услуг типа В2В (Business to Business).

Пьер Пикар из парижской Эколь Политекник будет говорить о торговле, экономической географии и качестве продукции. Он изложит некую теорию, модель, которая иллюстрирует механизм выбора производителем качества продукции с учетом пространственных факторов и возможностей торговли на других рынках.

Родольф Дос Сантос Феррейра из университета Страсбурга – давний друг и соавтор Жака Франсуа Тисса, он занимается экономической теорией, сейчас он строит модели несовершенных рынков, модели несовершенной конкуренции. Он очень глубоко владеет знаниями и по экономике, и по высшей математике. Его доклад в переводе на русский называется «Волки и овцы на сегментированных рынках: формальный подход к определению понятия конкурентной агрессивности». Профессор Дос Сантос – это пример экономиста, занимающегося так называемой «высокой теорией». Его работы посвящены механизмам, с помощью которых несовершенные рынки приходят в состояние равновесия, он развивает новые методы описания взаимодействий между участниками рынка.

Следующий наш гость, также не впервые участвующий в организованных  лабораторией мероприятиях – Дао Жи Зенг. Он уроженец Китая, но уже продолжительное время работает в Японии в университете Тохоку. Дао Жи занимается, в основном, математическими моделями международной торговли. Его работы гораздо более технические, чем в среднем работы в данной области. На нашей конференции  Дао Жи сделает доклад о так называемом эффекте домашнего рынка. Это явление, интересующее как теоретиков, так и эмпирических исследователей международной торговли, состоит в следующем: если один из рынков большой, то его дальнейшее малое расширение приводит к более чем пропорциональному увеличению числа фирм на этом рынке. Допустим, рынок вырос на 1%, тогда количество фирм вырастет на 2-3%. Дао Жи рассматривает этот эффект на трех и более странах, он изучает различные возможные обобщения определения эффекта домашнего рынка на случай более чем двух стран.

Наш французский коллега Карл Генье из Национального института агрономических исследований занимается исследованиями экономики сельского хозяйства, экономики продуктов питания, а также городской и региональной экономики. У него есть совместные работы с Жаком Тиссом, посвященные градообразованию и эндогенной структуре городов. Но его доклад в этот раз будет посвящен связи агломерации, размера города и количества преступлений. Он будет говорить об экономических предпосылках влияния размера города на уровень преступности.

Федерико Трионфетти  из университета Экс-Марсель расскажет о сравнительных преимуществах на уровне фирм. Понятие сравнительного преимущества на уровне стран восходит еще к началу XIX века, к трудам Дэвида Рикардо. В его изложении соответствующая концепция известна каждому, кто когда-либо пытался изучать экономику. Пусть есть две страны, и каждая из них может производить два вида товаров. Идея состоит в том, что даже если какая-то из стран более эффективна в производстве обоих товаров, ей выгодно полностью специализироваться на том товаре, в производстве которого она наиболее эффективна, имеет не только абсолютное, но и сравнительное преимущество. Эта идея до сих пор не потеряла своей актуальности, и Федерико собирается рассказать о том, как она работает на уровне фирм. Интересно будет узнать, как его работа соотносится с теорией ключевых компетенций (core competencies), состоящей в следующем: у каждой фирмы есть «любимый» (то есть наиболее хорошо получающийся) продукт, а если она хочет расширить продуктовую линейку, то производство одной единицы каждого следующего вида товара ей обойдется дороже, чем предыдущего.

Последний приглашенный зарубежный участник – Матье Паренти, один из наиболее близких партнеров лаборатории, сейчас занимается весьма интересным, но непростым вопросом – теоретическим изучением рынков, на которых есть фирмы разных размеров. В работе речь идет о том, что на рынке присутствует несколько крупных игроков (например, торговых сетей типа «Перекрестка» или «Ашана»), окруженных более мелкой конкурентной средой, причем тон на рынке задается именно конкурентной средой. Это очень непривычная для экономической теории идея. На эту же тему недавно вышла совместная статья Жака Тисса с профессором Шимомурой из Японии. Матье дал следующее название своему докладу: «Монополистическая конкуренция в условиях, когда атомы не слишком велики». Это стоит пояснить. В стандартной модели монополистической конкуренции заложено предположение о том, что рынок устроен так, что каждая фирма пренебрежимо малой по сравнению с множеством всех остальных фирм, никто не может своими индивидуальными действиями существенно повлиять на рынок. То есть никаких «больших» игроков в стандартной постановке вопроса нет. Подход, который развивает Матье, состоит в том, что на рынке есть и «большие», и «маленькие» игроки, которые могут влиять на рынок только коллективно. В математике атомами называются точки, имеющие положительную массу; в теории конкуренции атомы – это те фирмы, которые могут стратегически влиять на ход игры своими действиями. «Большие» игроки – это и есть атомы. Но если крупных фирм достаточно много, то решения каждой из фирм не может существенно изменить положение на рынке в целом.

Еще у нас есть два российских участника. Это профессора Российской экономической школы (РЭШ) в Москве Татьяна Михайлова и Сергей Измалков. Татьяна является ассоциированным сотрудником нашей лаборатории, она будет рассказывать свою работу «В поисках множественности равновесий в российской системе городов», в которой эмпирически изучаются факторы роста российских городов. Один из основных аспектов этой работы - изучение влияния ГУЛАГа на рост городов.

Сергей Измалков до получения постоянной позиции в РЭШ несколько лет работал профессором знаменитого Massachusetts Institute of Technology. Он пока не объявил тему своего доклада, но скорее всего его тема будет близка к «high theory». Основная сфера интересов Сергея – теория аукционов, в последнее время он занимается также несовершенными рынками с неполной информацией. Лаборатория теории рынков и пространственной экономики приглашает исследователей, преподавателей и студентов принять участие в конференции. Регистрация и информация на сайте ces.hse.ru.

Подготовили Филипп Ущев и Мария Жаркова