• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бесконечность не предел!

Елена Вадимовна Веретенник, преподаватель кафедры менеджмента о том, каково это – пройти Вышку от бакалавриата до аспирантуры

- Вы уже прошли 2 этапа обучения, бакалавриат и магистратуру, в Высшей Школе. Что больше всего запомнилось за эти 6 лет?

«Трудно, но интересно». Подозреваю, что каждый из наших студентов согласится с такой краткой характеристикой процесса обучения в Вышке. Прежде всего вспоминается необычная, модульная система: контрольные, зачеты и экзамены каждые 2-3 месяца. Несмотря на кажущуюся сложность, такой формат контроля знаний очень дисциплинирует: Вы не просто «зубрите» раз в полгода все сорок билетов за 1 ночь, а постепенно усваиваете и запоминаете основы управленческих дисциплин и практик. Нужно ли говорить, что это серьезно упрощает сдачу государственных экзаменов на 4 курсе? Все выпускники спокойно получают свои «хорошо» и «отлично» без дополнительных усилий.

Период моего обучения (2009-2012) пришелся на расцвет научно-исследовательских проектов в Санкт-Петербургском филиале. Проектно-учебные и научные группы («Маркетинговые исследования и инновации», «Экономика культуры») дали возможность поработать над заказами для реального сектора. В первом – несколько тренинг-команд разрабатывали варианты бренд-стиля и рекламных материалов для чаеторговой сети и промышленной компании. Во втором – исследовательский коллектив формировал методику оценки экономической эффективности культурных организаций. Опыт проведения презентаций и ведения проекта под заказ определенной группы (будь она коммерческой или государственной структурой) очень ценится будущими работодателями. И, кстати, раз уж мы о них заговорили, множество семинаров и мастер-классов от представителей крупнейших зарубежных компаний (Deloitte, KPMG, Mars, etc), которые были встроены в учебный план бакалавров и магистрантов, помогли сформировать список актуальных на рынке управленческих компетенций.

- Хотели ли бы Вы сменить тему ваших исследований или будете продолжать ее изучение в аспирантуре?

Один из наших научных наставников на 3-ем курсе сказал: «Человека сложно заставить заниматься тем, что ему не нравится. Это экономически нецелесообразно. Если Вы найдете свою тему, исследовательскую стезю, то ни одно из усилий не пройдет даром». Так получилось, что мне с самого начала обучения была интересна организация бизнес-процессов в коммерческих структурах. Бакалаврские курсовые и диплом были посвящены оценке экономического эффекта от качества организации внутренней среды компании (это и контактный персонал, и структура). Стоило углубиться в эту тему, как открылись возможности работы в сходных по профилю проектно-учебных группах. Набор курсов по выбору в магистратуре позволял узнать больше о финансовых аспектах стратегического организационного управления. В то же время в нашем филиале открылась аспирантура по 05-ому, моему, экономико-стратегическому направлению. Получилось своего рода самоосуществляющееся пророчество: я выбрала тему на 3 курсе, но она продолжает по-разному раскрываться на всех этапах обучения. Надеюсь, аспирантура не станет пределом моей научной карьеры.

- Вы работали под началом нескольких научных руководителей. Кто и чем Вам запомнился больше всего?

Роль научного руководителя не ограничена стандартными рамками «проверки научных работ» и «написания отзывов». Это ментор, или наставник, с которым Вы разделяете научные интересы, и даже, в какой-то степени, отношение к жизни. У меня был опыт работы с двумя невероятно интересными, но довольно разными руководителями факультета менеджмента – Светланой Геннадьевной Баронене и Александром Александровичем Кайсаровым. Если тематика ваших исследований связана с работой контактного персонала, менеджментом интеллектуальных ресурсов или управлением идеальными инструментами (миссия, видение, система ценностей компании), то Светлана Геннадьевна – лучший потенциальный научный руководитель, специалист высокой категории в области клиент-ориентированных технологий. От вас потребуется проектный подход к исследованиям, умение точно выразить свои мысли (без лишних заимствований из источников) и ответственное отношение к срокам сдачи работ. Если Вы не будете лениться, то сможете не только написать отличную курсовую/диплом, но и улучшить свои навыки презентации и работы с любой аудиторией.

Александр Александрович, в свою очередь, предоставляет возможности для изучения синтетических тем, которые находятся на стыке двух сфер – финансов и стратегического управления. Вы должны быть готовы к самостоятельной работе с большим количеством иностранных источников (все-таки основы финансового менеджмента пришли к нам из США) и достаточно строгой, но объективной оценке всех работ. Что объединяет этих исследователей? Практико-ориентированный подход: можно абсолютно точно сказать, что под их руководством ваши работы будут иметь практическую значимость и могут стать основой для настоящего бизнес-кейса.

- Чего Вы ожидаете от процесса обучения в аспирантуре, чему бы Вы хотели научиться?

Аспирантура – совершенно иной виток образовательной траектории. Магистратура позволила специфицировать интересное для меня направление исследований, получить опыт использования специфических программных продуктов (АльтФинанс, АльтИнвест, Система сбалансированных показателей) и практические компетенции в области финансового анализа. Степень кандидата экономических наук является официальным подтверждением, лицензией вашей профессиональной пригодности для обучения студентов основам управленческой и экономической мысли. Для меня, начинающего преподавателя кафедры менеджмента, это ключевой момент. Кроме того, аспирантура подразумевает активное участие в научной жизни университета: от Кадрового резерва до Индивидуальных исследовательских грантов. Планы на следующие 2 года «наполеоновские». Во-первых, хотелось бы организовать межфилиальский семинар по актуальным вопросам управления ценностью стейкхолдеров компании. Во-вторых, надеюсь на скорое открытие программы двойного PHd с университетами Голландии и Швеции, которая позволит провести 1-2 семестра в работе над международным проектом в кооперации европейскими специалистами.

Подготовила Татьяна Чернова