• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третий раз в Летнюю школу

До 15 мая 2013 года открыт приём заявок на участие в Третьей летней школе ЛССИ"Многоуровневый факторный анализ и многоуровневое моделирование структурными уравнениями в Mplus".Эдуард Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований, рассказывает о том, чему будет посвящена эта школа, и почему в ней стоит принять участие всем, кто заинтересован в карьере в области эмпирических социальных исследований

До 15 мая 2013 года открыт приём заявок на участие в Третьей летней школе ЛССИ"Многоуровневый факторный анализ и многоуровневое моделирование структурными уравнениями в Mplus".Эдуард Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований, рассказывает о том, чему будет посвящена эта школа, и почему в ней стоит принять участие всем, кто заинтересован в карьере в области эмпирических социальных исследований

Б.С.: Эдуард Дмитриевич, в конце августа состоится очередная, уже третья летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований. Не могли бы вы рассказать подробнее о том, чему будет на этот раз посвящена школа ЛССИ?

Э.П.: Темой нашейпервой школы были многоуровневые регрессионные модели, авторой – моделирование структурными уравнениями.Третья школа является логическим развитием двух предыдущих и будет посвященамногоуровневым структурным уравнениям.

Б.С.: Не мог ли бы вы чуть подробнее рассказать о значимости моделирования структурными уравнениями? Многоуровневые регрессии уже давно стали общепризнанным методом анализа в кросс-культурных исследованиях, в то время как SEM пока еще не столь распространены. В чем преимущество данного подхода? Какие возможности моделирование структурными уравнениями предоставляет исследователям по сравнению с обычным регрессионным анализом?

Э.П.: Структурные уравнения имеют одно преимущество, которое представляется особенно важным с точки зрения сравнительных социальных исследований. Этот метод позволяет объединить конфирматорный факторный анализ и регрессионное уравнение в одной модели. Если мы предполагаем, что у нас есть какие-то латентные переменные, которые мы измеряем при помощи наблюдаемых индикаторов, то затем мы можем напрямую включить эти латентные переменные в более сложные объяснительные модели без привлечения аддитивных индексов. Подобные индексы, которыми часто пользуются в социологии, с методологической точки зрения сильно проигрывают моделированию с использование латентных переменных, так как не учитывает возможных межстрановых различий в измерительных моделях. Таким образом, наиболее наглядным преимуществом структурных уравнений является тщательность в подходе к операционализации концептов. Хотя есть и множество других, которые, однако, не так легко представить из-за их технического характера.

Б.С.: Не могли ли вы представить профессора Дюльмера, который будет читать основной курс на школе?


Э.П.:
Херманн Дюльмер – профессор Кёльнского университета, который также возглавляет Архив социальных наук в GESIS – Институте социальных исследований им. Лейбница, ведущей европейской социологической организации. Профессор Дюльмер уже давно преподает на международных летних школах (летняя школа по многоуровневому анализу в Лиссабоне, весенние семинары GESIS в Кельне); он также вёл курсы на предыдущих школах ЛССИ. Его курс, посвященный структурным уравнениям (SEM), базируется на многолетнем личном опыте работы с этим методом.

Б.С.: Давайте теперь перейдем от содержательных аспектов к практическим. Хотелось бы подробнее узнать о структуре школе. Будет ли школа целиком посвящена учёбе, или же у участников будет возможность выступить с представлением своих проектов? Включены ли в программу какие-то дополнительные курсы?

Э.П.: Предполагается, что в течение второй недели слушатели курса Дюльмера, подготовят и представят презентации по своим проектам. Иными словами,  люди будут пытаться применить полученные знания к своим проектам и построить какие-то многоуровневые модели для собственных исследований. Конечно, здесь потребуется большая индивидуальная работа с каждым участником, и сил одного Дюльмера будет не достаточно. Поэтому со стороны лаборатории в качестве ассистента Дюльмера выступитКирилл Жирков, научный сотрудник ЛССИ, который хорошо разбирается в моделировании структурными уравнениями и является глубоким знатоком программы Mplus.

Кроме того, я хотел бы отметить, что помимо основного курса у нас предполагаются два дополнительных факультативных курса.Первый курс посвящен подготовке статей и презентаций в LaTeX.. LaTeX – это программа компьютерной верстки текстов. Она особенно удобна при работе с текстами, которые содержат большое количество математических символов и выражений. Учитывая уровень математизации современных социальных наук, это весьма актуально для исследователей. Данный курс будет читатьАлександр Кустов, ассоциированный сотрудник ЛССИ, который сейчас заканчивает магистратуру в университете Маннхайма и уже поступил на программу PhD на факультете политологии Принстонского университета.

Второй курс будет вестиИрина Никифорова, доцент Высшей школы экономики, получившая степень PhD в Технологическом университете Джорджии. Этот курс будет посвящен SQL. SQL – это программа для работы с базами данных. Наверняка многие из тех, кто работает в R, знают, что для подготовки данных иногда удобнее сначала воспользоваться SPSS и лишь затем осуществлять анализ в R. SQL предоставляет гораздо больше возможностей для управления данными по сравнению с SPSS. В частности, эта программа позволяет работать с очень большими базами данных, из нескольких баз данных делать одну, быстро и удобно перекодировать переменные и создавать новые – и это лишь немногие из достоинств SQL. При этом SQL распространяется бесплатно.

Б.С.: Это звучит очень интересно и заманчиво! А каковы требования к тем, кто подает свои заявки на летнюю школу? И сколько всего участников сможет принять школа?

Э.П.: Содержательные требования к участникам таковы: необходимо базовое понимание моделирования структурными уравнениями и многоуровневого регрессионного анализа. Без этого будет очень тяжело освоить материал. Разумеется, нужно хорошо владеть английским языком. Желательно также иметь свой проект и базу данных, с которой можно будет работать на практических занятиях курса.

Теперь что касается вашего второго вопроса. Лаборатория предоставляет 30 бесплатных вакансий для участников, чьи заявки будут отобраны в рамках открытого конкурса. Им будут оплачены расходы на проживание и питание, а также транспортные издержки. Кроме того, дополнительно будут предоставлены 15 платных мест стоимостью 1000 евро (в указанную сумму входит оплата проживания и питания в отеле, а также регистрационные взносы за участие в школе).  

Б.С.: У меня остаётся еще один вопрос. На предыдущих летних школах ЛССИ также проводилась отчетная сессия для учёных, работающих над своими проектами в рамках исследовательской сети нашей Лаборатории. Будет ли эта традиция соблюдена на этот раз?

Э.П.: Да, в этот раз мы также планируем проведение отчётной сессии в рамках летней школы. Наша сеть собирается не так часто – всего три раза в год. Вместе с тем, для ученого, особенно для молодого, очень важно получать обратную связь, представлять свои проекты коллегам, получать комментарии от ведущих специалистов в своей дисциплине. Это является важнейшим фактором, обеспечивающим поступательное развитие любого научного проекта, поэтому мы обязательно воспользуемся  возможностью еще раз встретиться и обсудить исследования друг друга.

Б.С.: Что же, надеюсь,  Третья летняя школа ЛССИ будет успешной! Большое Вам спасибо за интервью!

беседовал Борис Соколов

 

*** Более подробную информацию о Третьей летней школе ЛССИ можно найтина сайте лаборатории